Главная История Населенные пункты Святые источники Личности На страже Видео Книги Статьи
   Дополнительно
   
   
   Ф.И. Тютчев
   А.К. Толстой
   
   История России


   Соседи

   
   
   
   

 

 

64-й ОТДЕЛЬНЫЙ ДИВИЗИОН БРОНЕПОЕЗДОВ     


Отдельный дивизион бронепоездов

      Сформирован на основании директивы ГАБТУ КА в марте 1942 года. В его состав вошли до этого действовавшие отдельно бронепоезда особый № 6 "За Родину" и № 10 "За Родину", которые в составе дивизиона именовались № 1 и № 2 соответственно. Из-за одинакового наименования составов в документах этот ОДБП часто именовался как 64-й отдельный дивизион бронепоездов "За Родину".
      Бепо № 6 (бывший особый бронепоезд № 2 "За Родину") строился на основании постановления ГКО № 287 сс от 26 июля 1941 года на заводе "Красный Профинтерн" в Брянске, а заканчивался (после эвакуации последнего) на заводе имени Октябрьской революции в Ворошиловграде. Состав был готов в конце октября 1941 года, и после тожественного митинга передан Красной Армии. Помимо кадровых военных в его команду вошли добровольцы - рабочие заводов "Красный Профинтерн" и имени Октябрьской революции. Бепо состоял из бронепаровоза Ов № 4376 типа ПР-35 и бронеплощадок № 601 и 602 типа ПЛ-37, при этом на последних провели усиление брони бортов путем экранировки. Кроме того, для усиления вооружения бепо "За Родину" получил две частично бронированных платформы с установленными на них открыто (за щитами) 107-мм орудиями образца 1910/30 года на тумбовой установке (они предназначались для тяжелых бронеплощадок типа ПТ-38, спроектированных еще до войны) и платформу ПВО с пулеметами ДШК.
      Бронепоезд № 10 (типа НКПС-42) сооружался на заводах Юга осенью 1941 года, доделывался и формировался в Харькове.
      После формирования 64-й ОДБП входил в состав 12-й армии Южного фронта на участке Ворошиловград-Родаково. Приданный 4-й стрелкой дивизии дивизион совершал артналеты по позициям противника.
      15 июля 1942 года по распоряжению штаба дивизии бронепоезда вышли на огневые позиции на развилку Родаково-Зимогорье и Родаково-Славяносербск, и в 6.30 открыли огонь по скоплению пехоты и артиллерии противника в районе села Черкасское. Немцы, обнаружив оба состава, в 11.00 бросили на них 14 самолетов, которые сбросили около 50 бомб. Матчасть повреждений не получила, но железная дорога в сторону станций Зимогорье и Родаково оказалась разбита. Командир 64-го ОДБП связался со штабом 4-й стрелкой дивизии и попросил разрешение на отвод бепо в лесополосу для маскировки, но получил приказ "удерживать рубеж".
      В 12.30 25 самолетов вновь атаковали бепо, сбросив на них до 90 бомб. Но благодаря умелому маневрированию вновь удалось избежать повреждений матчасти. Однако пути оказались разбиты еще сильнее, чем при первой бомбардировке, в результате чего участок железной дороги, по которому могли действовать бепо, значительно сократился. Это привело к плачевным последствиям – при третьем налете в 14.50, несмотря на огонь бронепоездов, прямыми попаданиями бомб оказались разбиты и сброшены с рельс 4 контрольных платформы и платформа ПВО, сброшена с рельс площадка со 107-мм орудием и разбит тендер бронепаровоза бепо № 2. Бронепоезд № 1 повреждений не получил, но из-за разбитого пути лишился маневра.
      В результате четвертого авианалета в 16.00у бепо № 1 были разбиты и сгорели контрольные платформы и площадка ПВО, сброшена с рельс первая бронеплощадка. С 16.30 до 17.00 немецкая авиация еще три раза атаковала потерявшие ход бронепоезда, обстреливая их из орудий и пулеметов и сбрасывая мелкие бомбы.
      В 13.30 у дивизиона пропала связь со штабом 4-й стрелковой дивизии - позже выяснилось, что последняя, не предупредив бронепоезда, стала отходить на новый рубеж. После того, как бепо лишились маневра, командир 64-ОДБП приказал личному составу покинуть площадки, сняв вооружение. Орудийные расчеты вели огонь по немецкой авиации до последнего выстрела, причем использовались даже бронебойные и зажигательные снаряды. Лишь после того, как боеприпасы закончились, артиллеристы покинули площадки.
      В 18.00 команды бронепоездов стали отходить в сторону Ворошиловграда. Вынесенное с бронеплощадок имущество и вооружение погрузили на подошедшую с базы дивизиона дрезину, но через некоторое время выяснилось, что мост через речку у села Сабовка разрушен.
      В 1.00 16 июля 1942 года остатки команд бепо вышли к станции Меловая, где занимали оборону наши части. Здесь в распоряжение 220-го стрелкового полка было передано 12 пулеметов Максима, снятых с бронеплощадок. К утру команды бепо вывели на станцию Семейкино, где стояла база дивизиона.
      17 июля 1942 года командующий автобронетанковыми войсками 12-й армии приказал командиру дивизиона выводить оставшийся личный состав и базу в Ростов. В ходедвижения эшелон 64-го ОДБП неоднократно бомбила немецкая авиация, в результате чего от базы дивизиона и бронепоездов осталось всего 9 вагонов и черный паровоз, остальные сгорели (в том числе и штабной вагон со всеми документами 64-го ОДБП).
      О бое дивизиона было доложено в штаб фронта следующее: "64 ОДБП действовал с 176 стрелковой дивизией. В течение 16 июля 1942 года в течение всего дня вел бой на перегоне станция Родаково - Славяносербск. Противник, перейдя в наступление, потеснил наши части. В результате налета бомбардировщиков прямым попаданием авиабомбы был разбит бронепаровоз и одна бронеплощадка бронепоезда № 2, который действовал за бронепоездом № 1 и перегородил путь выхода последнему. При вторичном налете был разбит бронепаровоз и повреждена одна бронеплощадка бронепоезда № 1. Кроме того, без всякого разрешения командарма-12 подрывники взорвали железнодорожные пути, идущие от станции Лотунино, пути и мосты, ведущие на Ворошиловград. Попытки восстановить железную дорогу и вывести поврежденную матчасть были безуспешны, так как наши части отошли и заняли рубеж на окраине Ворошиловграда, а противник занял станции Родаково и Черкасское. Экипажи, сняв исправное вооружение и приборы, привели в негодность пушки и вышли к своей базе. Командир дивизиона майор Шурыгин не подорвал одну из исправных бронеплощадок бронепоезда № 1 из-за отсутствия взрывчатых веществ".
      К 27 июля остатки дивизиона прибыли на станцию Кавказская. Потери личного состава дивизиона за этот период составили: 8 человек убитыми, 27 раненых, 50 пропало без вести, из матчасти - 2 бронепаровоза, 6 бронеплощадок, 2 платформы ПВО, бронемотовоз, 8 контрольных платформ, 8 76-мм и 2 107-мм орудия, 30 пулеметов (7 ДШК, 6 Максима, 16 ДТ), 2 мотодрезины, автомобиль ГАЗ М-1, мотоцикл, 17 вагонов и черный паровоз. Кроме того, в другие части было передано 15 пулеметов, бронеавтомобиль БА-20 и грузовик ГАЗ-АА.
      В августе 1942 года личный состав 64-го ОДБП вывели в Рузаевку, в распоряжение 1-го запасного полка бронепоездов. 1 сентября 1942 года 64-й дивизион расформировали.
      Дивизионом командовал: майор Шурыгин (май-август 1942 года).




Оглавление



 

 

СОГЛАШЕНИЕ:


      1. Материалы сайта "Брянский край" могут использоваться и копироваться в некоммерческих познавательных, образовательных и иных личных целях.
      2. В случаях использования материалов сайта Вы обязаны разместить активную ссылку на сайт "Брянский край".
      3. Запрещается коммерческое использование материалов сайта без письменного разрешения владельца.
      4. Права на материалы, взятые с других сайтов (отмечены ссылками), принадлежат соответствующим авторам.
      5. Администрация сайта оставляет за собой право изменения информационных материалов и не несет ответственности за любой ущерб, связанный с использованием или невозможностью использования материалов сайта.

С уважением,
Администратор сайта "Брянский край"

 

 
Студия В. Бокова