Главная История Населенные пункты Святые источники Личности На страже Видео Книги Статьи
   Дополнительно
   
   
   Ф.И. Тютчев
   А.К. Толстой
   
   История России
   


   Соседи

   
   
   
   

 

 

Соколов Яков Дмитриевич     


Соколов Яков Дмитриевич       Яков Дмитриевич Соколов родился 20 марта 1927 года в белорусском городе Ветка, что на Гомельщине, а жизнь его в основном связана с Брянской землей. Ей и посвящены его книги, главная тема которых - краеведение.
      "Седая брянская старина", "Читая брянские фамилии", "Отчизны здесь моей начало", "Древнего Брянска частица", "Володарка от Привокзальной слободы до наших дней", "Большое Полпино", "Здесь корни, здесь истоки Брянска" - вот неполный перечень книг, изданных Яковом Дмитриевичем за последние годы. Его короткие рассказы печатались во многих газетах и журналах. Они вышли отдельной книгой "Старый колодец". Всего же им издано более двадцати книг, немало - в соавторстве.
      Он один из активных членов редакционной коллегии областной двенадцатитомной "Книги Памяти", а также редакционного совета историко-художественного альбома "Брянщина, век ХХ"...
      Первая публикация Якова Соколова появилась в газете "Красный воин" через некоторое время после того, как семнадцатилетним в 1944 году он был призван в армию. Сотрудничал в армейской печати, областной газете "Брянский рабочий", потом на партийной работе. Но журналистика, краеведение стали его призванием. Многие годы редактировал журнал "Блокнот агитатора", затем - "Политический собеседник".
      Яков Соколов - лауреат премии А.К. Толстого. Ему четырежды присуждались журналистские премии. Решением президиума Российской муниципальной академии за литературную деятельность награжден памятной медалью "К 100-летию М.А. Шолохова". В энциклопедию "Лучшие люди Россию", изданную в 2003 году, в раздел "Родины славные сыны и дочери" наряду с другими брянцами вошло и его имя.
      Участник Великой Отечественной войны, подполковник запаса. Награжден орденом "Знак Почета", восемью правительственными медалями. Член Союза писателей России, Союза журналистов, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры Российской Федерации, почетный член Российского союза исторических городов и регионов.
      Яков Соколов активно участвует в общественной жизни. Является членом президиума областной организации ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, а также общественного совета при постоянном комитете по культуре, спорту, молодежной политике и связям с общественными объединениями областной Думы.

***

Соколов Яков Дмитриевич       Писатель-краевед.
      Соколов Владимир Константинович родился в смоленском селе Днепровское в семье учителя 26 мая 1910 года. После окончания средней школы работал секретарем сельского Совета, а затем учился в Московском институте истории, философии и литературы. В 1939 году вступил в ряды ВКП(б) и преподавал в Орловском пединституте и областной совпартшколе. Во время Великой Отечественной войны находился в оперативной группе Орловского обкома партии и штаба партизанского движения, вел активную работу по организации партизанской борьбы с захватчиками. Имеет боевые награды. После войны В.К. Соколов работал в аппарате Брянского областного комитета партии.
      Большой жизненный опыт и глубокие знания явились основой для развития художественного дарования Владимира Соколова. В 1959 году в местном издательстве выходит его первая книга, документальная повесть "Край партизанский", а еще через два года художественно-документальное произведение "В Брянских дубравах". Затем последовали новые книги, в том числе и "Партизанские были", вышедшие в издательстве «Советская Россия». Об этой книге рецензент П. Брайко писал: "Его простые задушевные рассказы вводят нас в мир настоящих людей, где достоинства измеряются поступками, а характеры самобытны и глубоки, без претензий на оригинальность".
      В 1964 году В.К. Соколов был принят в Союз писателей СССР, а в 1968 году избирается ответственным секретарем Брянской областной писательской организации. В этой должности работал почти пятнадцать лет.
      В своих произведениях писатель обращается к истории нашего края, к партизанскому движению на Брянщине, к неповторимой природе Придесенья. Наибольший успех выпал на долю исторического романа "Атаман Брянского леса". В центре романа трагическая судьба монастырского крепостного Максима, перенесшего нечеловеческие муки и издевательства богачеи, ставшего разбойником...
      "Услышь меня, мать-заступница. В один год столько горя. Господь взял батюшку. Купец разлучил меня с мужем, погубил моего ребеночка. Травят нас с Максимушкой, словно зверей лютых. А мы люди, мать-богородица, заступись ... Пожалей сирот твоих... Пожалей несчастных, не карай нас лихом ..." - Это вымаливает себе хорошую долю у Свенской иконы богородицы же- на Максима Фрося, Молитва ее переходит в страстные просьбы. А толпа, охваченная фанатизмом, все жмется и жмется к иконе. В страстном порыве люди давят друг друга, топчут упавшую и лишившуюся сознания Фросю.
      "Десятки ног, босых и в лаптях, тяжелых и легких, топтались на ее животе и груди. "Боженька!.. Заступница!.." - Свет стал угасать в глазах. И только посиневшие губы шептали что-то ..."
      Это очень впечатляющая картина из жизни Брянского края эпохи Петра I.
      С первых страниц В. Соколов вводит нас в мир борьбы между старообрядцами и приверженцами Никона. Старый монах Исайя, недовольный жестокостью, которая обрушил ась на старообрядцев, осуждает акт сожжения в Брянске двух староверов-богомазов. Он убеждает монастырского крепостного Максима в том, что никакие они не колдуны, а добрые люди. Сами же богомазы еще раньше, спасаясь от преследования, просили Максима спрятать иконы на его мельнице.
      Потрясенному жестокой расправой Максиму Исайя говорит: "Вот в каких муках горит старая Русь ... Горит. Гордо. Неустрашимо". Идет Максим на мельницу присмотреть за иконами, но мельница разграблена монастырскими слугами, а иконы сожжены. Увели в Свенский монастырь и его невесту Фросю. Чтобы избежать кары за сокрытие икон, уходит Максим в Брянские леса. Забывается его имя. Но гремит по всей округе кличка лихого разбойника Акулы.
      Через многие испытания ведет автор своего Максима-Акулу, его невесту Фросю, крепостного Гаврилу и его жену Матрену и других крестьян, бегущих от кабалы. Мыкается по свету, доведенный до отчаяния, крепостной люд, ищет он землю незанятую, где бы можно было приложить тоскующие по труду руки, ищет волю вольную.
      Незаурядная сила, врожденный ум и смекалка ставят Максима во главе ватаги, промышляющей в Брянских лесах, а затем сражающейся со шведами за землю русскую. Под стать своему любимому и Фрося. Шла она с ним и по лесам Брянщины, билась в конных атаках вместе с казаками и несла под сердцем новую, трепетным комочком бьющуюся жизнь. Все пережила эта женщина.
      В. Соколов наделил своих героев замечательными чертами русского народа - незаурядной силой воли, непреклонностью в борьбе с врагами, чистой и светлой любовью, верностью, нежностью и добротой, сочувствием и состраданием. Эти люди боролись за свою правду и свою любовь с лиходеями, но силы были не равны...
      Их, много, героев романа, "униженных и оскорбленных" монастырями, помещиками и купцами, но не сломленных, любящих землю свою до поклонения. И эта любовь перерастает в великую любовь ко всей многострадальной земле русской, и когда угрожает ей нашествие врагов, забывают Акула, Гаврила, Васька Клинцов, Рысь все оскорбления и утраты, нанесенные по милости лихоимцев-богачей, и загораются гневом к захватчикам, и идут защищать отчую землю. На крепостных стенах Стародуба вместе с гарнизоном города под командованием полковника Скоропадского бьются с войском Карла XII и ватага Акулы, и старообрядцы Васьки Клинцова. Столкнувшись с этой силой, Карл оставил под стенами Стародуба около тысячи убитых и вынужден был отступить. Картина защиты Стародуба впечатляюща.
      Привлекает в романе образ Петра I, хотя он эпизодичен, но выписан ярко и достоверно. В романе, к чести писателя, нет той тенденции, которая не столь давно еще была заметна в иных произведениях: умалить роль отдельных личностей, в том числе и Петра I, в деле укрепления централизованного русского государства.
      Не все герои романа выписаны столь удачно. Бледными, только намеченными являются образы помещика Гончарова, купца Мартынова, настоятеля Свенского монастыря Антония. Но, читая роман, лучше узнаешь историю Брянщины. Имена вымышленные и имена подлинные составляют единое целое и несут в себе историческую правду этой эпохи.
      Художественное исследование истории Брянщины В.К. Соколов продолжает и в романе "Емельян Чернодыр", в основу которого положено восстание крестьян в Комарицкой волости в конце XVIII века. Под пером писателя оживают картины народного движения. Мученический венец принимают сотни восставших крестьян, но, погибая, верят в то, что придет день освобожденияи русский крестьянин станет хозяином своей судьбы.
      Вторая тематическая разработка в творчестве В.К. Соколова - партизанское движение в нашем крае. Она начата писателем еще в ранних книгах и получила дальнейшее развитие в романе-дилогии "Война без выстрелов" и "Семья неустрашимых" - документально-художественных произведениях о подпольной борьбе советских людей в Дубровском, Рогнединском, Клетнянском и Жуковском районах.
      Во время работы над романом "Война без выстрелов" писатель изучил много материалов, свидетельствующих о беспримерном героизме подпольщиков, лично познакомился с некоторыми из них. И, благодарный всем, кто помогал ему в этой работе, он пишет в предисловии: "Воссоздать подлинные картины борьбы и жизни патриотов помогли бывшие партизаны: командир 1-й Клетнянской бригады Федор Данченков, комиссар Илья Гайдуков, комиссар Рогнединской бригады Георгий Мальцев, а также известная собирательница рассказов партизан и подпольщиков сельская учительница Елена Алексеевна Иванова. Богатые материалы, собранные Е. Ивановой, эти живые свидетельства народа о героической борьбе партизан и подпольщиков еще не раз привлекут внимание исследователей".
      Всесоюзному читателю уже были знакомы некоторые герои Сещинского интернационального подполья по повести Овидия Горчакова "Вызываем огонь на себя", но почти ничего не было известно о дубровских подпольщиках, которые были связаны и с сещинскими группами, и с партизанами 1-й Клетнянской бригады. Этим подпольщикам и посвящает свой роман В. Соколов.
      Во главе группы стоял Алексей Сергутин, активными ее участниками были Никифор Макарьев, Николай Грабарь, Андрей Кабанов, Иван Хапуженков, Николай Никишев, Михаил Буравилин, Иван Жариков, Надежда Митрачкова. Руководствуясь принципом "Никто не забыт и ничто не забыто", писатель как Художник и как историк рассказывает о деятельности патриотов, вписывает их имена в летопись края.
      Более ста человек в Дубровке и Сеще вели с захватчиком эту "войну без выстрела". Писатель сумел показать, как по данным подпольщиков был организован налет на немецкий ночной санаторий, в результате которого уничтожено около двухсот фашистских офицеров и сержантов авиабазы.
      При создании картин партизанских сражений писатель использует, кроме официальных документов, дословные рассказы Федора Данченкова и страницы из книги Владимира Павлова "Бригада "трижды уничтоженных". Отчего эти события представляются более достоверно, более человечно. Достоверность - одна из сильных сторон романа. В Дубровском районе мне пришлось читать главы этого произведения. И присутствующие на встречах жители, помнящие те события, неизменно подтверждали точность описанных картин.
      "Война без выстрелов" - повествование о том, как советские люди, воспитанные партией, выстояли в невероятно тяжелых условиях фашистской оккупации. Как идейно-политический вывод и как художественное обобщение звучат слова: "То, что в разгар всех бедствий войны, даже на захваченной территории фашисты не находят верных слуг, говорит о честности и мощи характера советских людей. С добрыми чувствами думалось Наде о политических работниках нашей партии и комсомола. Вот какой духовностью людей обернулись теперь лекции, беседы, книги, радиовещание. А чего там греха таить, случалось, что и не умели оценить горячее и честное слово райкомовцев. И то, что было заложено годами политической работы в душах, в сердцах, в сознании народном, оказывается, теперь куда прочнее крупповской стали, переплавленной в немецкие танки, пушки, самолеты".
      В романе много страниц о трагических днях подпольщиков, которые нельзя читать без содрогания, особенно сцены расстрела жены комиссара Жарова, его малютки-сына и старухи-матери, гибели Кабанова, его жены и дочери, издевательств над Жариковым, Макарьевым, Митрачковой и другими подпольщиками. Но ничто не сломило воли и морального духа этих людей. Завоеватели не смогли поставить их на колени...
      Хотелось бы сказать еще об одной тематической направленности творчества писателя - о взаимоотношении человека и природы. Многие годы В.К. Соколов был заместителем председателя президиума областного совета ВООП, являлся участником Всесоюзных выставок, награжден двумя золотыми медалями ВДНХ, и он не без основания считает, что охрана вод, растительного и животного мира - одна из самых социальных проблем нашего времени. Книги его на эту тему воспитывают любовь к природе, формируют характеры детей, будущих хранителей красоты и богатств нашей Родины.
      "Брянщина литературная", Парыгин В.П., 1985 год.

***

      ЯКОВ ДМИТРИЕВИЧ СОКОЛОВ
      К 80-летию со дня рождения
      У Якова Соколова в книге "Старый колодец" есть короткий рассказ "Тропинка". Когда-то этой тропинки не было. Прошел человек. За ним другой, третий, четвертый… Возникла тропинка. И вот она едва приметной змейкой вьется по мелким болотам среди пышных папоротников, стройных сосен… Если ты заблудился в лесу, то стоит найти такую тропинку, - и ты уже спокоен. Шагаешь по ней с доверием к тому человеку, который прошел раньше, и знаешь, что эта тропинка обязательно выведет тебя на проезжую дорогу, а дорога – к людям.
      Первой тропинкой в журналистику, а потом в литературу у писателя, краеведа Я.Д. Соколова была публикация в газете "Красный воин" спустя некоторое время после того, как он по последнему военному призыву в 1944 году семнадцатилетним стал служить в Советской Армии. С тех пор активно сотрудничал в армейской печати.
      После демобилизации трудился литературным сотрудником областной газеты "Брянский рабочий". Потом был на партийной работе, но журналистика, литературная деятельность оставались его призванием. Многие годы по совместительству редактировал журнал "Блокнот агитатора", а затем - "Политический собеседник".
      Его короткие рассказы печатались в газетах "Брянский рабочий", "Брянский комсомолец", "Брянские известия", "Родная Брянщина", "Бежица", "Московский железнодорожник", еженедельнике "Литературная Россия", журналах "Молодая гвардия", "Муравейник", "Пересвет", "Лiтературный Чернiгiв", альманахе "Литературный Брянск", сборнике "Приокские рассветы…". Они вышли отдельной книгой "Старый колодец".
      Главная же тема у писателя Якова Соколова – краеведение.
      За словом сплетается слово,
      Историю трудно верша.
      И книги-то все Соколова,
      Его золотая душа.
      А книги – в незыблемом строе,
      Достоинства, чести полны,
      От звезд золотых на Героях,
      До Брянской седой старины, -
      пишет в одном из своих стихотворений, посвященных Якову Соколову, замечательный брянский поэт Николай Поснов, опубликованного в его книге "Прости-прощай".
      "Седая брянская старина", о которой упоминает поэт, занимает особое место не только среди книг самого писателя, но и достойное место среди брянских книг по краеведению. Это увесистый хорошо изданный фолиант, содержательный, интересный и познавательный свод историко-краеведческих очерков о нашем крае, богатой истории древних городов и сел, реках, людях.
      Историк-подвижник, патриарх краеведения, искатель живой воды в глубинах древности выпустил в 2006 году новую объемистую и не менее ценную, богато иллюстрированную книгу "Брянск – город древний". В двадцати четырех главах ведется рассказ о далеком прошлом и сегодняшнем дне областного центра.
      "Читая брянские фамилии", "Отчизны здесь моей начало", "Древнего Брянска частица", "Володарка от привокзальной слободы до наших дней", "Большое Полпино", "Здесь корни, здесь истоки Брянска", - вот неполный перечень книг, изданных писателем. Все они получили признание у читателей.
      В соавторстве с Романом Русановым, им написаны книги "На славной брянской земле", "Дорогие сердцу имена", "Памятники земли Брянской", "Брянские орденоносные", "Трижды прославленные" – о полных кавалерах ордена славы – наших земляках – ее авторы были удостоены премии областной комсомольской организации.
      В сборнике "Золотые звезды Брянщины" Яков Соколов выступает как автор большинства очерков и как редактор-составитель. Он один из активных членов редакционных коллегий областной двенадцатитомной "Книги Памяти" и историко-художественного альбома "Брянщина, век ХХ…".
      Яков Соколов – лауреат премии имени А.К. Толстого. Ему четырежды присуждались журналистские премии. Решением Президиума Российской Муниципальной Академии он удостоен памятной медали "К 100-летию М.А. Шолохова". Награжден медалью "За вклад в наследие Народов России" – Российского Союза Исторических Городов и Регионов России. В 2005 году ему вручен диплом о присвоении звания "Почетный член Российского Союза Исторических Городов и Регионов". В вышедшую в 2003 году энциклопедию "Лучшие люди России" наряду с другими брянцами в раздел "Родины славные сыны и дочери" вошло и его имя. У него немало грамот, благодарственных писем. Он член Союза писателей России, журналистов, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры Российской Федерации. Он участник Великой Отечественной войны, подполковник запаса. Награжден орденом "Знак почета" и восемью правительственными медалями.
      Яков Дмитриевич Соколов родился 20 марта 1927 года в белорусском городе Ветка, что на Гомельщине. Жизнь же его в основном связана с брянской землей. Ей и посвящены его произведения.
      "Календарь знаменательных дат по Брянской области на 2007 год", 2006 год.




Оглавление



 

 

СОГЛАШЕНИЕ:


      1. Материалы сайта "Брянский край" могут использоваться и копироваться в некоммерческих познавательных, образовательных и иных личных целях.
      2. В случаях использования материалов сайта Вы обязаны разместить активную ссылку на сайт "Брянский край".
      3. Запрещается коммерческое использование материалов сайта без письменного разрешения владельца.
      4. Права на материалы, взятые с других сайтов (отмечены ссылками), принадлежат соответствующим авторам.
      5. Администрация сайта оставляет за собой право изменения информационных материалов и не несет ответственности за любой ущерб, связанный с использованием или невозможностью использования материалов сайта.

С уважением,
Администратор сайта "Брянский край"

 

 
Студия В. Бокова