Главная История Населенные пункты Святые источники Личности На страже Новости Книги Статьи
   Дополнительно
   
   Ф.И. Тютчев
   А.К. Толстой
   


   Соседи

   
   
   
   

 

 

ЗЕМЛЯ БРЯНСКАЯ (ДОРОГИ К ПРЕКРАСНОМУ). ЦАПЕНКО М.П., 1972 ГОД     


      Языческое святилище и древний Вщиж.
      В село Овстуг — родину поэта Ф. И. Тютчева и местность, где некогда были древний Вщиж и языческое святилище, — удобнее всего совершить поездку из Брянска, на северо-запад от него. Туда и обратно эта поездка на машине с осмотром достопримечательностей займет примерно один день. И столько же — на моторной лодке по Десне, которая течет параллельно шоссе, всего в нескольких километрах от этих мест.
      Дохристианские святилища наших далеких предков-язычников, так называемые "капища" — большая редкость. На поверхности земли они вообще не сохранились, ибо, по-видимому, это были очень простые сооружения из нестойких материалов.
      Поэтому местности, где предположительно такие капища были, и проекты их реконструкции вызывают большой интерес, даже если такие проекты не отличаются особой достоверностью.
      В некоторых случаях такие святилища представляли собой площадку с расставленными на ней деревянными идолами, которые, разумеется, не могли устоять под разрушительным действием времени. В центре такой композиции, где устанавливался жертвенник и главный идол, и совершались языческие ритуальные действия.
      Примерно так выглядит языческое святилище, раскопанное академиком Б. Рыбаковым в 1940— 1949 годах на правом берегу Десны в районе села Дятковичи Жуковского района в пятидесяти километрах на северо-запад от Брянска. Святилище это обнаружено в местности, издавна называемой "Благовещенской горой". ( Автор ошибается. Святилище на "Благовещенской горе" расположено в непосредственной близости от современного села Вщиж. Однако раскопки в районе села Дятьковичи Жуковский район Брянская область проводились.)
      В плане площадка святилища представляет собой полукруг, по границе которого были поставлены деревянные изображения языческих божеств, а в. центре этого полукруга - деревянное скульптурное изображение главного идола — божества.
      По внешней стороне полукруга устроено вытянутое узкое сооружение длиной около шестидесяти метров, с входом в центре. При раскопках не было обнаружено никаких вещественных доказательств того, что в таком необычном здании люди жили или работали. В таком вместительном помещении могли происходить племенные собрания, пиры, а также общественные трапезы — "требища" и иные ритуальные действия, о которых мы практически ничего не знаем.
      Вблизи от языческого святилища обнаружены остатки церкви XII—XIII веков. Эта церковь называлась Благовещенской. Все это дает возможность допустить, что главным скульптурным изображением языческого святилища была богиня-дева, которая у древних славян называлась "Берегыня".
      От великокняжеского времени и периода удельной раздробленности на поверхности Брянской земли памятников не сохранилось. Однако рядом с раскопками языческого святилища на Благовещенской горе той же археологической экспедицией на высоком правом берегу Десны обнаружены и достаточно полно изучены остатки древнего русского города Вщижа (в древности — "Въсчиж", "Усчиж"), Этот город впервые упоминается в летописи под 1142 годом. Он до основания был разрушен Батыем в 1238 году.
      Вщиж представлял собой город-крепость, в плане близкий к равностороннему треугольнику, с протяженностью сторон до трехсот пятидесяти метров. Посад города был окружен мощным двойным валом и глубоким рвом, ширина которого и сейчас достигает восемнадцати метров. Стены города были рублены из дубовых городен размером 3 на 5 метров. В центре детинца находилась большая башня типа западноевропейских донжонов. Эти искусственные укрепления дополнялись естественными преградами в виде крутых склонов, а также мощной в те годы рекой Десной.
      Вщиж не был крупным городом, и поэтому его сооружения не поражали особым величием. Он весь был рублен из дерева, и поэтому наземных частей зданий не сохранилось. Представление о нем и графические реконструкции не могут быть вполне достоверными. Можно отметить лишь то, что в ту пору, когда велись непрерывные войны, в облике города главенствующими были оборонительные, а также культовые сооружения.
      Кроме остатков крепостных стен и башен, а также и других деревянных сооружений в земле, как уже указывалось, были обнаружены руины единственного каменного здания — церкви XII—XIII веков. Судя по ее фундаментам, она представляла собой трехапсидный однокупольный храм простого объема, лишенный украшений, о чем можно судить по тому, что никаких остатков таких украшений в земле не найдено. Главной достопримечательностью храма являлось гульбище, то есть арочная открытая галерея. Подобное гульбище первоначально было и в знаменитой церкви Покрова на Нерли под Владимиром, что, между прочим, в корне меняет сложившиеся представления о художественных особенностях этого всемирно известного памятника. Такие гульбища устраивались и в деревянных церквах западных областей Украины, и возможно, что этот прием восходит к более ранним каменным зданиям такого же типа.



Овстуг. Древнерусские города. М.Н. Тихомиров.

Овстуг. Древнерусские города. М.Н. Тихомиров.


Оглавление



 

 

СОГЛАШЕНИЕ:


      1. Материалы сайта "Брянский край" могут использоваться и копироваться в некоммерческих познавательных, образовательных и иных личных целях.
      2. В случаях использования материалов сайта Вы обязаны разместить активную ссылку на сайт "Брянский край".
      3. Запрещается коммерческое использование материалов сайта без письменного разрешения владельца.
      4. Права на материалы, взятые с других сайтов (отмечены ссылками), принадлежат соответствующим авторам.
      5. Администрация сайта оставляет за собой право изменения информационных материалов и не несет ответственности за любой ущерб, связанный с использованием или невозможностью использования материалов сайта.

С уважением,
Администратор сайта "Брянский край"

 

 
Студия В. Бокова