Главная История Населенные пункты Святые источники Личности На страже Новости Книги Статьи
   Дополнительно
   
   Ф.И. Тютчев
   А.К. Толстой
   


   Соседи

   
   
   
   

 

 

Мемориальный музей-усадьба Ф.И. Тютчева в селе Овстуг Брянской области, 1988 год     


Мемориальный музей-усадьба Ф.И. Тютчева

Мемориальный музей-усадьба Ф.И. Тютчева

      Где мыслил я и чувствовал впервые…
      Не было и нет бесталанных мест на Руси. Проедешь ли, пройдешь ли по ее бескрайним просторам - в любом краю назовут тебе наперечет своих именитых земляков, назовут литературные памятники и литераторов, прославивших историю края. И если приведут гостя пути-дороги на Брянщину, в край древних легенд и прекрасных былей сегодняшнего дня, нам будет о ком и о чем ему порассказать...
      В ряду брянцев, жизнью и творчеством своими прославивших отчий край, почетное место занимает Ф.И. Тютчев - классик русской поэзии прошлого века ...
      На бескрайних заснеженных просторах затерялось древнее село Овстуг - одно из 100 тысяч сел и деревень, входивших в состав Российской империи. Первые упоминания о нем в жалованных грамотах относятся к XV веку. В "Полном описании церквей и приходов Орловской губернии", составленном в прошлом веке, читаем: расположено село Овстуг "в 170 верстах от епархиального города Орла и в 35 верстах от уездного города Брянска... В простонародии ... "Овстужками" или "Стужками" называются связки верхних концов саней. Вероятно, в древности на том месте, где теперь стоит Овстуг, росло много лозы, из которой приготовлялись эти связки, что и могло, как полагают, дать месту, а потом и селу название Овстужник или Овстуг".
      Здесь в родовом дворянском гнезде, в семье Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых 23 ноября 1803 года родился второй сын Федор.
Мемориальный музей-усадьба Ф.И. Тютчева       Отец Феденьки, воспитанник Петербургского Греческого корпуса, к 22 годам дослужился в гвардии до поручика. Человек рассудительный и здравомыслящий, отличающийся благодушием и мягкостью, он пользовался всеобщим уважением, был радушным и щедрым хозяином. Как единый миг пролетели пять супружеских лет: летом - жизнь в Овстуге с ее необременительными хлопотами по хозяйству, зимой - переезд в Москву, где у них был свой дом.
      Екатерина Львовна, конечно же, пыталась в мечтах заглянуть в будущее сына. (По утверждению И.С. Аксакова, биографа Ф.И. Тютчева, его мать была женщиной "замечательного ума, сухощавого, нервного сложения, с наклонностью к ипохондрии, с фантазией, развитой до болезненности".) Но не подозревала, что действительность намного превзойдет самые смелые ее мечтания: Федор Иванович Тютчев станет самобытнейшим мыслителем, одним из основателей философской поэзии. Но если бы какой-то доморощенный оракул предсказал такое Екатерине Львовне, она рассмеялась бы ему в лицо: какими только добродетелями не было наделено их семейство, но вот этой - любовью к литературе, и особенно к литературе русской, - они явно обременены не были! И не удивительно: "... в конце XVIII и в самом начале XIX века русский литературный язык был еще делом довольно новым, еще только достоянием "любителей словесности" (И. С. Аксаков)".

Мемориальный музей-усадьба Ф.И. Тютчева
Отец поэта Иван Николаевич Тютчев (1768-1846)

Мемориальный музей-усадьба Ф.И. Тютчева
Мать поэта Екатерина Львовна Тютчева (1776-1866)

      Но ведь было же что-то в родословном багаже мальчика, что со временем воплотилось в нем - в гражданине, патриоте, поэте. Родоначальником Тютчевых считают "хитрого мужа Захария" - приближенного Московского князя Дмитрия Донского - избавителя народа русского от монголо-татарского ига. Был Захарий, вероятнее всего, одним из служилых людей князя, возможно, даже боярского рода. И мог бы он бесследно кануть в Лету наряду со многими себе подобными, если бы не история великокняжеского посольства к предводителю монголов в канун Куликовской битвы...
      Загоняя лошадей, мчатся к Москве гонцы. Вести одну тревожнее другой несут они великому князю Дмитрию Ивановичу Московскому и всея Руси: выступила Орда в поход - идет к русским землям; на соединение с Мамаем спешат войска литовского князя Ягайлы; а тут еще мечется очумелой лисой между Москвой и ордынцами Рязанский князь Олег - не знает к кому пристать. Дмитрию надо выиграть время, чтобы успели услышать его клич как можно больше городов русских. Дмитрию надо знать, что же решил, наконец, двуличный Олег, да и Мамаю намекнуть не мешает, чтоб не ждал легкой победы. О подвиге Захария повествуется в "Сказании о Мамаевом побоище". И это действительно был подвиг, связанный со смертельным риском. У посла в подобной предвоенной ситуации было очень мало шансов остаться в живых и, тем более, вернуться домой. Но недаром же в древних рукописях именуется Захарий "хитрым мужем". С честью справился он с поручением князя.
      На протяжении следующих четырех веков никто из многочисленных потомков Захария Тутчева (так на старинный лад писалась фамилия княжеского посла) не оставил сколько-нибудь заметного следа в истории государства Российского.
      Дед поэта Николай Андреевич был выходцем из тверских Тютчевых. Небогатый дворянин родом из окрестностей Радонежа, инженер, живущий службой. Женившись на Пелагее Денисовне Панютиной, брянской дворянке, дочери владельца села Речицы, дед поэта расширяет свои владения путем покупок новых земель. Таким образом он приобретает большую часть Овстуга и еще несколько деревень в округе. Супруги обосновываются в Овстуге: здесь строится каменный господский дом, разбивается большой парк с прудом, в 1776 году на средства Николая Андреевича возводится каменная Успенская церковь во имя святой Варвары. Долгую и мирную жизнь прожили супруги в Овстуге, было в их семье три сына и пять дочерей.
      Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева уже более столетия привлекают внимание исследователей. Сам поэт ни в коей мере не позаботился о том, чтобы облегчить их труд: он не считал нужным вести дневник, тратить время на написание автобиографии, не оставил нам каких-либо воспоминаний или записок. И, тем не менее, обширнейшая Тютчевиана, насчитывающая сотни фундаментальных монографий, литературно-биографических очерков, эссе и зарисовок, ежегодно пополняется трудами не только советских, но и зарубежных литературоведов.
      С ранних лет удивлявший окружающих ясным умом, ласковым и добрым характером, Феденька был всеобщим любимцем и баловнем. Родители поощряли его тягу к знаниям: на десятом году жизни воспитателем к нему был приглашен Семен Егорович Раич - человек образованный, не без успеха занимавшийся переводами латинских и итальянских классиков. "... года через три он уже был не учеником, а товарищем моим, - так быстро развивался его любознательный и восприимчивый ум!" Так в последствии охарактеризует свои взаимоотношения с учеником С.Е. Раич. В 1819 году Федор Тютчев поступает в Московский университет и через два года с отличием заканчивает его, получив степень кандидата. 18-летний вчерашний студент стоял на пороге самостоятельной жизни. Но то, что его ожидало за этим порогом, казалось, ничуть не интересовало юношу. И тогда решением его судьбы занялись родители: в 1822 году на берегах Невы объявился новоиспеченный сотрудник Государственной коллегии иностранных дел, а спустя несколько месяцев он уже был зачислен сверхштатным чиновником в русскую дипломатическую миссию в Мюнхене. Трудно найти на карте Европы крупный город, где бы он не побывал. За 22 года дипломатической службы только четыре коротких свидания с Россией подарила ему судьба. Компенсацией за многолетнюю разлуку с родиной являлась для Тютчева возможность расширить и углубить свои познания, возможность общаться с такими блестящими представителями немецкой философской мысли, каким был, например, Шеллинг.

Мемориальный музей-усадьба Ф.И. Тютчева
Первый учитель и воспитатель Ф.И. Тютчева Семен Егорович Раич

      Из Мюнхена ("В Мюнхене, где никогда не было слишком много развлечений, теперь так уныло и так скучно, что трудно себе представить". Из письма Тютчева к родителям) или из Турина ("... как местопребывание, можно считать, что Турин - один из самых унылых и угрюмых городов, сотворенных богом". Из письма к родителям) летят в Россию письма к родным и близким ему людям. Впрочем, "летят" - это слишком сильно сказано: письма из дома доходят до адресата через 3-4 недели, а "петербургская газета получается здесь два раза в неделю на 17-й день".
      Письма Тютчева. В музеях и архивах страны их хранится более 1 200. Короткие и пространные, шутливые и полные серьезных раздумий о жизни, написанные в большинстве своем на французском языке, письма эти в какой-то мере восполняют отсутствие дневников, воспоминаний, позволяют постичь эстетические, философские и общественно-политические взгляды Поэта и Человека.

Мемориальный музей-усадьба Ф.И. Тютчева
Автограф Ф.И. Тютчева

      Лишь только в 1843 году пункты отправки, которые Федор Иванович имел обыкновение проставлять в начале каждого письма, изменились: Москва, Санкт-Петербург, Овстуг... Дипломат с двадцатилетним стажем возвратился в Россию.
      В 1846 году Тютчев определился на службу. Чиновник особых поручений при государственном канцлере, цензор, а с 1858 года и до конца жизни – председатель Комитета цензуры иностранной. Таковы немногочисленные ступеньки его служебной лестницы. Камергер императорского двора, действительный статский советник - при желании он мог бы, конечно, сделать более блистательную карьеру. Но для этого Федору Ивановичу пришлось бы вступить в противоборство с самим собою: заставить себя быть активным, энергичным, в какой-то мере поступиться своей свободой, и, возможно, даже принципами.
      Был ли он счастлив? Несомненно! Судьба подарила ему радость общения с лучшими умами своего времени, в свете поэта обожали: с быстротой кареты, запряженной четверкой лошадей, по салонам и гостиным разносились его искрометные остроты, изящные импровизации на ту или иную тему.
      Две жены "перед богом и людьми", немки по национальности - Элеонора Федоровна, урожденная графиня Ботмер и Эрнестина Федоровна, урожденная баронесса Пфеффель - и жена только "перед богом" - Елена Александровна Денисьева - беззаветно любили его до конца дней своих.
      Бывал ли он несчастлив? Несомненно! Немилосердной судьбе было угодно, чтобы он пережил не только своих родителей, но и горячо любимого брата, Элеонору Тютчеву и Елену Денисьеву, четверых детей. Болезни, особенно на склоне лет, надолго приковывали его к постели, и в этом случае физические страдания не шли ни в какое сравнение со страданием из-за невозможности покидать дом ради общения с друзьями.
      И всегда - в минуты безоблачного счастья и в дни безысходного горя – переполнявшие сердце чувства находили свое отражение в стихах. Ф.И. Тютчев никогда не считал себя поэтом, творчество свое пренебрежительно называл бумагомарательством. И уж чего, по единодушному утверждению современников, он был начисто лишен, так это тщеславия поэта. При жизни автора увидели свет только два сборника его стихотворений. Появлению первого (1854 год) мы обязаны И.С. Тургеневу: именно он был инициатором и редактором издания. Затем понадобилось долгих 14 лет, чтобы аналогичная мысль пришла сыну поэта, Ивану Федоровичу, и его зятю И.С. Аксакову.

Мемориальный музей-усадьба Ф.И. Тютчева
Эрнестина Федоровна Тютчева, жена поэта. Портрет XIX века

      Тютчев - проникновенный лирик, зачинатель философского направления в поэзии, вдохновенный певец природы.
      Традиционным вопросом в исследованиях жизни и творчества литератора является вопрос о том, какое влияние на него оказала его родина - край, где провел он детские годы, где было положено начало формированию его как личности.
      У тех, кто знаком с биографией поэта, с его эпистолярным наследием, возникают два ответа на этот вопрос, причем - диаметрально противоположных: "О каком влиянии может идти речь?" - спросят одни. Да вы прочтите стихотворение "Итак, опять увиделся я с вами…".
Мемориальный музей-усадьба Ф.И. Тютчева       Итак, опять увиделся я с вами,
      Места немилые, хоть и родные,
      Где мыслил я и чувствовал впервые
      И где теперь туманными очами,
      При свете вечереющего дня,
      Мой детский возраст смотрит на меня.
      Нетрудно представить себе, какие чувства водили рукой поэта, написавшего эти строки во второй после возвращения из-за границы приезд в Овстуг. Трехлетняя разлука с родными пенатами, могила отца рядом с церковью, нахлынувшие воспоминания о первой жене, умершей в Турине и там же похороненной, оторванность от милой сердцу суеты великосветской жизни - всего этого было достаточно для того, чтобы с отчуждением взглянуть на все окружающее.
      Казалось бы, что можно возразить этому искренне-честному стихотворению. Но в том-то и заключается парадокс ситуации, что возражений, не менее аргументированных в достаточном количестве, нам представляет ... сам поэт. Пройдет пять лет со дня написания стихотворения, и 23 июля 1854 года из Петербурга в Овстуг Тютчев отправит Эрнестине Федоровне письмо, в котором напишет: "... когда ты говоришь об Овстуге, прелестном, благоуханном, цветущем, безмятежном и лучезарном, - ах, какие приступы тоски по родине овладевают мною, до какой степени я чувствую себя виновным по отношению к самому себе, по отношению к своему собственному счастью, и с каким нетерпением стремлюсь к тебе…".
      А если вспомнить щемящие душу интонации его юношеских писем родителям из-за границы, если вспомнить, что по дороге в Овстуг или в самом Овстуге написано около двух десятков стихотворений, если вспомнить, что после возвращения в Россию поэт приезжал сюда более десяти раз, то становится ясно - тому, кто побывал в большинстве европейских столиц, родное село, затерявшееся, по понятиям того времени, в глухомани (в пяти днях езды от Москвы!), было все-таки не безразлично.
      Каждый приезд в Овстуг - это счастливая возможность перенестись в воспоминаниях в безоблачное детство. Об одном из таких путешествий во времени дочь поэта Дарья Федоровна расскажет в письме своей старшей сестре Анне. Летом 1855 года отец с дочерью гуляли в окрестностях Овстуга. "Мы отправились вместе, папа и я, сперва на могилу дедушки, затем в рощи, с которыми связано у папы столько детских воспоминаний, он рассказал мне, что однажды, когда он со своим наставником гулял в роще рядом с кладбищем, они нашли мертвую горлицу в траве и похоронили ее, а папа написал эпитафию в стихах ..."
      Какой по счету пробой пера была эта, не дошедшая до наших дней эпитафия? Точного ответа на этот вопрос не найдено. Лишь одно мы можем утверждать достоверно: первые стихотворные строки вышли из под пера начинающего поэта именно в Овстуге, на Брянской земле.
      В Овстуге часто гостил Я.П. Полонский - известный поэт, друг семьи Тютчевых, возможно, здесь бывал и И.С. Тургенев. С приездом гостей заметно оживлялся новый усадебный дом, построенный в классическом стиле в начале 30-х годов отцом поэта. В такие дни прибавлялось хлопот дворецкому Матвею Ивановичу: то спустится в цокольный этаж, где располагались кухня и кладовые, то по анфиладе комнат пройдет в зеленую гостиную – подрежет фитили в хрустальных настольных лампах, раскроет ломберные столики, поправит подушки на обитых ситцем диванах; то поднимется в мезонин и выйдет на балкон - достаточно ли выставлено здесь стульев? Ведь барин не преминет проводить сюда гостей: сам видом с балкона частенько любуется и каждого новичка в усадьбе им "угощает".
      С размахом отмечались в Овстуге церковные праздники. В чем в чем, а в праздниках недостатка не было: Успение Богородицы, Иоанн Постник, Яблочный Спас.
      Под впечатлением одного из них поэт стихотворными строчками сформулирует вопрос, взволновавший душу:
Мемориальный музей-усадьба Ф.И. Тютчева       Над этой темною толпой
      Непробужденного народа
      Взойдешь ли ты, когда, Свобода,
      Блеснет ли луч твой золотой ?..
      С участием относится Ф.И. Тютчев к попыткам дочери Марии облегчить положение овстужан.
      Мария Федоровна, при моральной поддержке отца, построила в Овстуге образцовое по тем временам училище для крестьянских детей (в здании училища, сохранившемся до наших дней, сельская школа размещалась вплоть до 1954 года). Патриотизм ее отца, которому, по утверждению И.С. Аксакова, было свойственно: "... не только верование в великое политическое будущее России, но и убеждение в высшем мировом призвании русского народа и вообще духовных стихий русской народности", - не имел такого материального выражения. Любовь к Родине Федор Иванович выражал своей поэзией, дипломатической и общественной деятельностью.
      До нас дошли многочисленные восторженные отзывы о Ф.И. Тютчеве и его творчестве современников - писателей, поэтов, критиков и публицистов, почитателей его таланта. Высказанные в разное время разными людьми, эти отзывы добавляют яркие детали к творческому портрету Поэта и Человека.
      Цитата из "Записки о действительном статском советнике Федоре Ивановиче Тютчеве" П.А. Плетнева - поэта и критика, редактора Петербургского университета, академика: "В литературе нашей смотрят на Ф.И. Тютчева только как на одного из лучших Русских поэтов... Если бы когда-нибудь можно было, в дополнение к небольшому числу изданных им сочинений, присоединить все, чем он увлекает внимательный ум как публицист, как философ, как историк и даже юрист, то без сомнения в его лице представился бы нам замечательнейший человек нашего времени, не только по таланту и уму, но и по обширности современных знаний". Из воспоминаний писателя В.А. Соллогуба: "...Много мне случалось на моем веку разговаривать и слушать знаменитых рассказчиков, но ни один из них не производил на меня такого чарующего впечатления, как Тютчев…".
      Из статьи "Русские второстепенные поэты" Н.А. Некрасова: "...стихотворения Ф.И. Тютчева принадлежат к немногим блестящим явлениям в области русской поэзии…".
      Из письма И.С. Тургенева А.А. Фету от 27 декабря 1858 года: "...о Тютчеве не спорят; кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии…".
      Известны десятки свидетельств лиц, окружающих Л.Н. Толстого, о его отношении к поэту и его творчеству. 20 июля 1894 года, разговаривая о поэзии с репетитором своих детей В.Ф. Лазурским, Лев Николаевич с восторгом отозвался о творчестве поэта и на прощанье посоветовал: "Так не забудьте же Тютчева достать. Без него нельзя жить".
      Список авторов высказываний можно было бы продолжить целым рядом известных имен: В.А. Жуковского, братьев Киреевских, Д.В. Григоровича, П.А. Вяземского, И.С. Аксакова, Н.А. Добролюбова, Ф.М. Достоевского, Я.П. Полонского. Познакомившись со столь единодушным одобрением известных русских литераторов, казалось, можно было бы ожидать общенародного признания автора и его произведений. Уверенность в этом была высказана А.А. Фетом еще при жизни поэта в статье "О стихотворениях Ф. Тютчева", помещенной в февральской (1859 года) книжке "Русского слова": "…мы ... твердо уверены, что яркому поэтическому огню господина Тютчева суждена завидная будущность не только освещать, но и согревать грядущие поколения". Но время не подтвердило этих радужных прогнозов: 18 июля 1873 года на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге был похоронен наш земляк, а уже в 1895 году в четвертом номере журнала "Вестник Европы" поэт, публицист и критик В.С. Соловьев написал: "…в небольшой области русской литературы ... существуют такие сокровища, которыми мы не пользуемся и которых почти не знаем. Самым драгоценным из этих кладов я считаю лирическую поэзию Тютчева. Этого несравненного поэта…". Драгоценный клад лирической поэзии Ф.И. Тютчева в свое время открыл для себя В.И. Ленин. Хрестоматийными стали строки из воспоминаний В.Д. Бонч-Бруевича: "На этажерочке около стола Владимира Ильича в его кабинете в Совнаркоме, а нередко и на самом столе мы могли видеть томик Тютчева, который он перечитывал, перелистывал и вновь читал любимые стихи". Одно из дореволюционных изданий стихотворений поэта и поныне можно увидеть в кабинете-музее В.И. Ленина в Кремле. И, конечно же, у вождя революции не вызвало сомнения имя Тютчева, внесенное в список-приложение к постановлению Совета Народных Комиссаров: в 1918 году высший орган советской власти постановил воздвигнуть памятники крупнейшим деятелям русской и мировой культуры. История о том, как был установлен памятник поэту на его родине, является бесспорным доказательством всенародного признания творчества Ф.И. Тютчева в наши дни...

Мемориальный музей-усадьба Ф.И. Тютчева
Главный усадебный дом Тютчевых в Овстуге

      Тютчевскую усадьбу в Овстуге постигла печальная участь многих дворянских гнезд: после смерти Федора Ивановича ни его жена, ни кто-либо из родственников здесь не жили. Овстугская усадьба была предана забвению и обречена на постепенное разрушение. В 1912 году художник О. Клевер, побывавший в Овстуге, запечатлел безотрадную картину: перед домом, некогда радовавшим глаз поэта, пасутся свиньи. Обвалившийся балкон, заколоченные окна, осыпавшаяся штукатурка. А через два года исчезло все то немногое, что сохранилось от былой красоты - в 1914 году усадебный дом был разобран на кирпич. Прошумели над Овстугом еще 40 долгих лет, ознаменовавших собой важные вехи в жизни молодой страны Советов - победа власти рабочих и крестьян и ее упрочение, коллективизация сельского хозяйства, первые успехи в строительстве социализма, Великая Отечественная война, восстановление разрушенного хозяйства. В этой круговерти героических лет и событий овстужанам порой было не до поэзии, и не удивительно, что память о великом земляке с течением времени все более стиралась. Немые свидетели этого процесса - более шестидесяти деревьев тютчевской поры – в начале 50-х годов в мемориальном парке видели следующее: на месте усадебного дома расположилась скотоводческая ферма, обитатели которой быстро уничтожили всю доступную им зелень и ежедневно утрамбовывали голую землю, спускаясь к заросшему пруду на водопой.
      В 1955 году в Овстуг вернулся после службы в армии и окончания института молодой учитель В.Д. Гамолин. За год до этого в селе построили новую школу, а старую, располагавшуюся в мемориальном здании училища для крестьянских детей, переоборудовали под общежитие для молодых учителей. В одной из комнат планировалось разместить школьную мастерскую. Вот в этой комнате и предложил Владимир Данилович создать музей поэта. Не без труда удалось ему "пробить" свою идею: скептиков было немало. Но нашлись и единомышленники. Моральную и материальную поддержку оказал учителю-энтузиасту Л.3. Школьников, бывший в то время директором областного краеведческого музея.
      В январе 1957 года порог комнаты-музея переступили первые экскурсанты. Следующей памятной вехой в истории музея стал год 1961. Областной краеведческий музей передал овстужанам бюст Ф.И. Тютчева. Открытие бюста было решено провести в торжественной обстановке. А какое же торжество, посвященное памяти поэта, без стихов? Импровизированной "трибуной" для выступлений официальных лиц и брянских литераторов, приехавших на праздник, послужили два поставленных борт кборту грузовика. Праздник поэзии, собравший до трех тысяч зрителей, удался на славу. И ни у кого не возникло сомнений, когда поступило предложение сделать День поэзии ежегодным. Традиция проведения литературных праздников, зародившись на Брянщине, получила впоследствии широкое распространение по всей стране.
      В 1963 году на Дне поэзии в Овстуге побывал правнук поэта, директор мурановского музея К.В. Пигарев. Последствия этого визита не замедлили сказаться. Из Муранова на полтора месяца приехала художница для оказания помощи в оформлении экспозиции и, что самое главное, поступило мемориальных экспонатов: керосиновая лампа, подлинные рисунки окрестностей Овстуга Я. Полонского, предметы домашнего обихода.
      Тринадцать лет размещался музей в одной комнате. Только в 1970 году, после постройки Дома учителя и ремонта освободившегося общежития, экспозиция музея заняла все мемориальное здание. Здесь она размещалась до лета 1986 года.
      В конце 70-х годов областным комитетом партии и облисполкомом принимается решение о восстановлении усадебного дома Тютчевых и о размещении в нем новой экспозиции литературно-мемориального музея. Принятое решение обосновывалось следующими предпосылками: интерес к жизни и творчеству поэта-классика давно перешагнул границы не только области, но и страны; а художественный уровень старой экспозиции уже не отвечал требованиям времени, не было перспектив ее развития. И еще один немаловажный фактор сыграл свою роль: в 1979 году в области было создано музейное объединение. Головному его учреждению - Брянскому государственному объединенному историко-революционному музею – поставленная задача была по плечу.
      Вот так и появился в сценарии проведения Дня поэзии 1981 года необычный пункт: "Закладка первого камня в фундамент восстанавливаемого дома Тютчева". А ровно через пять лет, в канун проведения II Всесоюзного тютчевского праздника поэзии (статус Всесоюзного праздника овстугский День поэзии получил в 1985 году), у входа в новый музей была перерезана традиционная ленточка.

Мемориальный музей-усадьба Ф.И. Тютчева
Праздник поэзии в селе Овстуг

      Перешагнув порог нового музея, его первые посетители в мгновение ока перенеслись из века нынешнего в век прошлый. Это удивительное путешествие во времени стало возможным благодаря вдохновенному и самоотверженному труду многих сотен людей. Проект оформления новой экспозиции был выполнен художником Ленинградского комбината живописно-оформительского искусства Б.Л. Яновским. По его эскизам в мастерских комбината были изготовлены бра и люстры, багетные рамы, тумбы-подставки "под XIX век". Художниками Б.М. Бельтюковым и В.А. Литвиновым были выполнены картины "Тютчев на народном празднике в Овстуге" и "Тютчев в Петербурге". Один из лучших художников-реставраторов нашей страны Л.А. Любимов и другие ленинградские художники-копиисты сделали прекрасные копии портретов членов семьи Тютчева и его современников, копии многих рисунков и гравюр, факсимиле рукописей поэта. Немалый вклад в создание экспозиции музея внесли многочисленные предприятия и организации Брянщины.
      Сразу же после принятия решения о восстановлении усадебного дома Тютчевых сотрудниками сектора литературных музеев и овстугского музея была развернута работа по сбору экспонатов для новой экспозиции. Необходимость собирательской работы диктовалась уже хотя бы тем, что экспозиционные площади восстанавливаемого дома на много превосходили площади старого музея. Возглавил эту работу зав. сектором литму-зеев В.П. Алексеев (ныне заместитель директора объединенного музея по научной работе).
      Возможность приобрести подлинные вещи Ф.И. Тютчева в настоящее время ничтожно мала. И все же... В 1984 году в Астрахани были приобретены семейные реликвии, принадлежавшие внучке поэта Ольге Дмитриевне: прижизненная копия послужного списка Ф.И. Тютчева, томик его стихов, первое издание его биографии с автографом автора И.С. Аксакова. Ряд фотографий и диван Эрнестины Федоровны передал музею правнук поэта К.В. Пигарев, ныне покойный. Потомок С.Е. Раича Н.Л. Волдодинская, проживающая в Воронеже, передала овстужанам рояль, который, по семейному преданию, был подарен поэтом своему наставнику перед отъездом за границу. В антикварных магазинах Москвы и Ленинграда, у коллекционеров приобретались типологические образцы мебели первой половины прошлого века, предметы быта того времени, гравюры. Было разыскано около тысячи книг XVIII-XIX веков, издания стихотворений Тютчева как дореволюционные, так и советские, литература о его жизни и творчестве. На торжествах по случаю открытия нового музея присутствовали почетные гости Брянщины - правнук поэта Н.В. Пигарев с супругой. Заинтересованные лица давно знали, что у Пигаревых сохранились вещи из семьи Тютчевых. Именно в этот приезд Пигаревыми было принято окончательное решение, и через несколько месяцев в фондах музея было зарегистрировано более 50 предметов, представляющих несомненный историко-художественный и мемориальный интерес: предметы домашнего обихода, восемь подлинных фотографий родных и близких поэта, четыре шпаги, сухарница в форме ладьи с ручкой и с инициалами на донце "Д.Т." (принадлежало это изящное изделие русской работы, датированное второй половиной прошлого века, дочери поэта Дарье Федоровне Тютчевой). Но самым интересным экспонатом без сомнения был назван несессер любимого брата Федора Ивановича Николая Ивановича Тютчева, "Николушки", как ласково называл его в письмах поэт. Выйдя в отставку сорока с небольшим лет в чине полковника, Николай Иванович много путешествовал, часто бывал в Овстуге, и можно с уверенностью сказать, что вместе с хозяином бывал здесь и его несессер черного дерева.
      14 июня 1986 года, в день открытия новой экспозиции, усадебный дом Тютчевых предстал перед гостями Овстуга подобно сказочной птице Феникс – возрожденным из небытия в своей первозданной красоте.
Мемориальный музей-усадьба Ф.И. Тютчева       В тот праздничный день пришлось тишине отступить в самые отдаленные уголки овстугского парка. Но назавтра покинула она и это последнее свое убежище: центральную площадь Овстуга и аллеи парка заполнило многотысячное море участников II Всесоюзного тютчевского праздника поэзии. Хлебом-солью от земли Брянской была встречена делегация литераторов - посланцев многих союзных и автономных республик нашей страны. К подножью памятника Ф.И. Тютчеву, установленному на Поэтической поляне в 1978 году (скульптор А. Кобилинец), были возложены цветы. Открыл праздник председатель тютчевского комитета московский поэт В. Сидоров.
      И зазвучали в старинном парке слова признательности великому русскому поэту за глубину чувств, за мысли, созвучные нашему времени, за указанную дорогу в мир поэзии. И зазвучали в старинном парке стихи. Зазвучали они на языках народов братских республик, на испанском и болгарском языках: перед гостями Овстуга выступили поэтесса из Никарагуа Альба Асусена Торрес Мехия и поэт-переводчик из Болгарии Иордан Янков. Размах праздника, его атмосфера неопровержимо свидетельствовали: поэзия Тютчева и сегодня жива, она волнует сердца людей, служит укреплению взаимопонимания народов, утверждает подлинно человеческие идеалы ...

Мемориальный музей-усадьба Ф.И. Тютчева       Переполненные впечатлениями, направлялись гости Овстуга к стоянке автобусов. И каждый из них, проходя по площади и центральной улице села, невольно любовался его красотой. Жители села имеют все основания гордиться сегодняшним Овстугом: куда ни посмотришь - всюду видны радующие глаз приметы нового. В последние годы сельскую площадь украсили здания гостиницы, торгового центра, одной из лучших в области школ с прекрасно оборудованными кабинетами и классами, со спортивным залом и плавательным бассейном. Архитектурный замысел новостроек решен в едином ключе, что придает площади особую нарядность. Под стать площади и центральная улица села: по обеим ее сторонам вырос целый ряд современных коттеджей с квартирами в двух уровнях. Их хозяевами стали лучшие люди колхоза "Овстуг". Как не порадоваться им своему новому жилью? Удобства - не уступают городским, но не забыты и огород и надворные постройки. Неоценимую помощь в строительстве новой улицы оказали овстужанам шефы-рабочие предприятий машиностроения Брянска.

Мемориальный музей-усадьба Ф.И. Тютчева
Обновленное село Овстуг

Мемориальный музей-усадьба Ф.И. Тютчева
Торговый центр

      Поэзия Тютчева. В сознании многих она ассоциируется с Брянщиной, с Овстугом. От любви к поэту проистекает желание отдать долг памяти его родине. И примеров тому не счесть. Весной 1987 года целый ряд своих работ подарили Овстугу земляки - народные художники СССР, академики Алексей и Сергей Ткачевы. В начале лета того же года в здании старой школы, помнящей Тютчева, открыл свой филиал областной художественный музей. Осенью овстужане принимали дар Союза художников РСФСР - библиотеку, в которой собраны издания по изобразительному искусству. Не были забыты и юные овстужане: в сентябре 1987 года житель Брянска заслуженный художник РСФСР Ю.А. Махотин передал в дар Овстугу более тридцати своих работ, которые было решено разместить в здании новой школы ...
      "Я более всего любил в мире Отечество и поэзию", - говорил Федор Иванович Тютчев. В социалистическом Отечестве его поэзия стала поистине общенародным достоянием.

Автор текста - Е.И. Прокофьев
Фото - Н.С. Романов



Овстуг. Усадебный дом
Уголок Зеленой гостиной



Овстуг. Усадебный дом
Уголок Зеленой гостиной



Овстуг. Усадебный дом
Вестибюль дома-музея Ф.И. Тютчева



Овстуг. Усадебный дом
Уголок литературной экспозиции, посвященный мюнхенскому периоду жизни Ф.И. Тютчева



Овстуг. Усадебный дом
Зеленая гостиная



Овстуг. Усадебный дом
Дорожный несессер и фото брата поэта Н. И. Тютчева. Серебро, хрусталь. Париж, 1850-е годы



Овстуг. Усадебный дом
Парадная шпага и шпаги-трости семьи Тютчевых



Овстуг. Усадебный дом
Письменный стол в кабинете поэта



Овстуг. Усадебный дом
Рояль, подаренный Ф.И. Тютчевым С.Е. Раичу в 1821 году



Овстуг. Усадебный дом
Уголок литературной экспозиции



Овстуг. Усадебный дом
Уголок литературной экспозиции Тютчев в Петербурге в 1850-е годы



Овстуг. Усадебный дом
Тютчев в Петербурге.Фрагмент картины художника С. Литвинова



Овстуг. Усадебный дом
Первый памятник Ф.И. Тютчеву в Овстуге. Автор Г. Коваленко



Овстуг. Усадебный дом
Современник Тютчева - тополь в шесть обхватов



Овстуг. Усадебный дом

Овстуг. Усадебный дом


Оглавление



 

 

СОГЛАШЕНИЕ:


      1. Материалы сайта "Брянский край" могут использоваться и копироваться в некоммерческих познавательных, образовательных и иных личных целях.
      2. В случаях использования материалов сайта Вы обязаны разместить активную ссылку на сайт "Брянский край".
      3. Запрещается коммерческое использование материалов сайта без письменного разрешения владельца.
      4. Права на материалы, взятые с других сайтов (отмечены ссылками), принадлежат соответствующим авторам.
      5. Администрация сайта оставляет за собой право изменения информационных материалов и не несет ответственности за любой ущерб, связанный с использованием или невозможностью использования материалов сайта.

С уважением,
Администратор сайта "Брянский край"

 

 
Студия В. Бокова