Главная История Населенные пункты Святые источники Личности На страже Новости Книги Статьи
   Дополнительно
   
   Ф.И. Тютчев
   А.К. Толстой
   


   Соседи

   
   
   
   

 

 

Бораненков Николай Егорович     


      Николай Егорович Бораненков родился 27 ноября 1918 года в селе Липово Дятьковского района. Как и у многих его сверстников, творческая биография Николая Бораненкова началась на войне - разведчик, политрук роты, затем помощник начальника политотдела по комсомольской работе - Николай Бораненков принимал участие в выпуске боевых листков и корреспонденций для воинов Советской Армии. Творческий потенциал поэта начал раскрываться во время работы военным корреспондентом "Красной звезды". Основным призванием для себя он считал донести до человека правду о войне через сознание каждого солдата и офицера. Именно на фронте он встретился с военкором центральных газет "Правда", "Известия", "Красная звезда" Михаилом Александровичем Шолоховым. В будущем знаменитый писатель не забыл нашего земляка, у которого к тому времени уже было издано три романа, когда рекомендовал его в Союз писателей СССР. Фронтовое братство по совместной борьбе не забывается. И недаром первая книга Н.Е. Бораненкова называлась "Боевые товарищи". Вышла она в 1950 году в Харьковском книжном издательстве. Но и в дальнейшем творчестве фронтовая тема, в той или иной мере, присутствовала в романах "Гроза над Десной", "Вербы пробуждаются зимой", "Белая калина" и другие произведениях. Будучи корреспондентом "Красной звезды", он много путешествовал по стране, в дальних воинских округах Сибири писал роман "Птицы летят в Сибирь". В романе "Тринадцатая рота" Бораненков отобразил события прошедшей войны сатирическим пером. Не чужда была ему и драматургия. По его пьесе "Деснянские зори" Брянским государственным театром драмы был поставлен в 1977 году спектакль. Готовилась пьеса и по одноименному роману "Тринадцатая рота". Н.Е. Бораненков умер 8 апреля 1991 года не закончив свой последний роман "Сердце Армии".

***

Бораненков Николай Егорович       Судьбы брянской Вересовки.
      Однажды после выхода книги Н. Бораненкова "Белая калина" в областной партийной газете "Брянский рабочий" появилось сообщение о том, что роман пользуется особым спросом в Слободищенской сельской библиотеке. Далее автор писал: "В героях этой книги - жителях села Вересовки - узнают себя многие труженики птицефабрики "Победа", из Денисова, Липова, Васильевки. В их числе Моисей Петрович Трегубенко, Алексей Васильевич Рондик, Ульяна Моисеевна Обыденникова".
      От "Брянска тридцать километров на север, взять от старинного села Слабодиша немного левее, и сейчас-же будет деревня Вересовка". География Вересовки дана точная. Правда, исчезла она с лица земли: в 1943 году сожгли ее отступавшие фашисты. Но потом возродилась руками людей, ранее ее населявших. И люди эти - герои романа "Белая калина".
      Плетнев и Татьяна, Мигрий Iи Масей, Парасья и Анисья, учительница Галя и Фенечка, председатель сельского Совета Рондик, бывший партизанский комиссар, предрика Качалин и бывший партизанский командир, председатель колхоза Волков - герои романа. Почти все они прошли по фронтовым и партизанским дорогам, преодолели послевоенную разруху и нужду, испытали на себе субъективизм и волевые решения отдельных руководителей, но все выстояли и дружным коллективом создают заново свою Вересовку, и сегодняшнюю, и будущую.
      Что удалось писателю в этом большом повествовании о судьбах земляков?
      Прежде всего, создать образ главного героя Максима Плетнева. Тимирязевец, председатель колхоза в Вересовке, он в самом начале своего самостоятельного жизненного пути попадает в пекло войны. Но и там, на фронте, подобно герою овечкинской повести "С фронтовым приветом", "болеет" раздумьями о судьбе села. Плетнев обрисован всесторонне: в думах о путях развития деревни, непосредственно в труде, в отношении к людям, в любви к женщине. Это характер сильный, способный во имя народных интересов бороться самоотверженно, не щадя себя.
      Работник министерства Ковригин, всецело захваченный идеей полной специализации сельскохозяйственного производства, жизненных наблюдений и фактов для подтверждения своей теории не имеет, потому и пытается использовать в своих интересах Плетнева. Жизнь поставила перед Плетневым вопрос: "или - или?" и потребовала прямого и честного ответа. Или соберешь нужный Ковригину материал - и будешь обласкан, приближен, принят в родство и повышен, или скажешь ему о нежелании работать с ним - и попадешь в немилость, будешь обруган, изгнан из аппарата министерства. Плетнев выбирает последнее и снова, теперь уже навсегда, прибывает в Вересовку. Плетнев показан и в быту: чистым, справедливым, честным. По такому Плетневу плачет по ночам вышедшая замуж за другого Татьяна, такого его любит юная Фенечка, уважают и ценят вересовцы.
      Второй удачей автора этого романа является образ Митрия. В нем Н. Бораненков воплотил основные черты характера деревенского человека: выносливость, мудрость, оптимизм, преданность земле.
      Надо заметить, что после создания М.А. Шолоховым образа деда Щукаря в советской прозе появилось немало копий чудаковатого казака. Не избежал влияния великого писателя и Н. Бораненков. Его Митрий умный, смелый, бескорыстный человек. Он полон энергии. Возле него всегда весело и интересно. Единственный раз он вызвал плач людей: доставая с дерева пчел, разбился и, лежа на смертном одре, просил "похоронить с джазою" и "чтоб без слез..."
      И не случайно Плетнев скорбно думает: "Митрий, Митрий! Неунывный ты наш соловей. Закончились зори твои. Сколько лет дарил ты улыбку людям? Никто не видел тебя павшим духом, опустившим крылья. Как же теперь без тебя, наш Митрий? Кто теперь нас бесхитростной шуткой взбодрит?.."
      В романе четко разработаны сюжетные линии, связанные с личностью Плетнева: Плетнев - Ковригин, Плетнев - Таня, Плетнев - вересовцы. Но сугубо "служебные" функции в романе выполняют глава партии "Союз крестьянской России" - Подколодов, помощник бургомистра Антип Серый и дезертир Пашка Борискин.
      Немного прибавляют к содержанию романа сюжетные ответвления: Плетнев и поп, отец Василий, а потом и Серега, доморощенный безграмотный лодырь из села Дорожовки, "исцелитель" всех болей и печалей. Эти "святые" появились и исчезли, как тени. Они, видимо, и привлечены были для того, чтобы показать, как Плетнев борется с верой и суевериями темных людей. "За шарлатанство пойдешь под суд. Образумься, Сергей! Захочешь честно работать - приходи!", - говорит Плетнев.
      Сергей исчезает и на страницах романа больше не появляется, как не появляется ни похотливая Мотька, жена Пашки Борискина. Не совсем оправданным мне кажется и введение в роман, как говорят, под занавес, первого секретаря обкома Крахмалова и председателя горисполкома Евдокимина. Они тоже появились в романе лишь для того, чтобы поговорить с Плетневым и, пожалуй, не по самым насущным сельским вопросам.
      Говоря о недостатках романа, хочется предостеречь читателей и от скорого суда над ним. Эпизодические персонажи тоже сыграли свою роль в раскрытии характеров основных героев романа. Незавершенные сюжетные линии могут закончиться во второй книге романа, над которой писатель работает, а эпизодические фигуры - стать в ней полнокровными образами. Ведь жизнь Николай Егорович Бораненков знает неплохо.
      Он родился 27 ноября 1918 года в крестьянской семье села Липово Дятьковского района, как раз в тех местах, где живут и герои романа "Белая калина". Окончил лесохимичеокий техникум и до восемнадцати лет работал в колхозе, а потом - в редакции районной газеты "Фокинский рабочий". В январе 1939 года – был призван в ряды РККА и более тридцати лет отдал военной службе. Он участник Великой Отечественной войны, награжден двенадцатью правительственными наградами. Член КПСС с 1942 года.
      Как во время войны, так и после он постоянно выступал со статьями и памфлетами в армейских газетах.
      Н. Бораненков окончил военно-политическую академию имени В.И. Ленина и работал сначала в редакции окружной военной газеты, а потом в редакции "Красной звезды". После увольнения в запас был заведующим редакцией художественной литературы издательства "Московский рабочий", а затем редактором издательства ДОСААФ.
      Первая книга Н. Бораненкова - повесть "Боевые товарищи" - выпущена в свет в 1950 году Харьковским книжным издательством. Потом были выпущены сборники юмористических рассказов "Любовь неугасимая", "Под звездами кулундинскими", а в 1962 году Военное издательство Министерства обороны СССР издало его первое крупное произведение - роман "Гроза над Десной". Это повествование очевидца и участника тяжелых боев с фашистскими захватчиками на Западной Двине, под Старой Руссой, на Десне и под Орлом, о подвигах советских воинов и брянских партизан. Личный боевой опыт рядового, потом работника политотдела дал богатый материал для создания образов молодых воинов Советской Армии Алексея Дубкова, Филиппа Хмелькова и других героев романа.
      В шестидесятых годах писатель издает еще два романа: "Птицы летят в Сибирь" и "Вербы пробуждаются зимой" - тоже о людях военной профессий, а также сборники рассказов "Разрешите доложить!" и "Синеглазые москвички".
      Герои сборника "Здравия желаем" - воины-фронтовики и сегодняшние солдаты, наделенные чувством юмора, смекалкой и находчивостью, ревностным отношением к выполнению воинского долга. Эти черты советских воинов писатель еще ярче представил в юмористическом романе о военном времени "Тринадцатая рота".
      В аннотации к сборнику рассказов "Брянские зорянки" говорится, что в книге "с веселым лирическим настроением идет разговор о жизни людей села – сеящих, строящих, воюющих с пережитками прошлого… Многие рассказы посвящены советским воинам, их нелегкой ратной службе, полной мужества, романтики, а иногда и комических приключений".
      Эти слова можно с полным основанием отнести ко всему написанному Н. Бораненковым, в том числе и к его пьесе "Деснянские зори", поставленной ордена Трудового Красного Знамени Брянским драматическим театром в 1977 году.
      Н. Бораненков написал и документально-художественные книги: "Осенний призыв" - о работе Брянского обкома ДОСААФ с допризывной и призывной молодежью, и "Пылающий лес" - о дятьковских партизанах.
      В настоящее время Н. Бораненков работает над второй книгой романа "Тринадцатая рота", главный герой которого Гуляй бабка с друзьями действует уже на родной писателю Брянщине.
      Брянщина литературная, Парыгин В.П., 1985 года.





Оглавление



 

 

СОГЛАШЕНИЕ:


      1. Материалы сайта "Брянский край" могут использоваться и копироваться в некоммерческих познавательных, образовательных и иных личных целях.
      2. В случаях использования материалов сайта Вы обязаны разместить активную ссылку на сайт "Брянский край".
      3. Запрещается коммерческое использование материалов сайта без письменного разрешения владельца.
      4. Права на материалы, взятые с других сайтов (отмечены ссылками), принадлежат соответствующим авторам.
      5. Администрация сайта оставляет за собой право изменения информационных материалов и не несет ответственности за любой ущерб, связанный с использованием или невозможностью использования материалов сайта.

С уважением,
Администратор сайта "Брянский край"

 

 
Студия В. Бокова