НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ - БРАСОВСКИЙ РАЙОН

ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СВЕНСКАЯ (ПЕЧЕРСКАЯ)


Основание Свенского монастыря   Свенская икона Божией Матери - древнейшая Святыня Брянской Земли.
  Она была перенесена во град Брянск из Киево-Печерского монастыря в конце XIII века. "В лето 6796 (1288), - так повествует древнее сказание, - Благоверный Великий князь Черниговский Роман Михайлович, будучи в своей вотчине во граде Брянске, по Божиему изволению ослеп очами, и, слышав о чудесах исцеления, случавшихся от образа Пресвятой Богородицы Печерской и от великих чудотворцев Антония и Феодосия Печерских Киевских, послал гонца своего в тот Печерский монастырь с милостынею и прошением об отпуске той чудотворной иконы к нему в город Брянск, для испрошения от нее исцеления". Древний же список Свенской чудотворной иконы, с изображением в лицах явленных чудес от нее поясняет, что великий князь Роман Михайлович Брянский послал в Киев вместе со священниками и "архимандрита Петровского" (Брянского Петро-Павловского монастыря).
  Печерский архимандрит, с согласия братии, отпустил к Благоверному князю со священниками икону на лодке рекою Десною. Во время плавания лодка вдруг остановилась среди Десны, но едва провожавшие Святую икону сказали: "Проведем эту ночь в Свене реке", лодка пошла, и они заночевали на правом берегу. Проснувшись, они пошли помолиться пред чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, но не нашли ее. Тогда они пошли искать Святую икону на горе против реки Свены и нашли ее на большом дубе, между ветвями. Об этом чуде было донесено Благоверному князю Роману. Князь, сопровождаемый Епископом и священниками, отправился пешком к месту, где находилась икона. Дойдя до того места, где теперь стоит Свенский монастырь, вздохнув, он со слезами сказал: "О, Пречудная Владычице Богородице, Матерь Христа Бога нашего! Даруй мне, Госпоже, видеть очами своими свет и Твой чудотворный образ". Князь Роман дал обет на этом месте построить храм и монастырь, и дать ему столько земли, сколько увидит с этого места. В ту же минуту он увидел небольшую тропинку и велел поставить Крест. Когда пришли к дереву, где стояла икона, князь громко сказал: "О, Пресвятая Владычице, Госпоже Дево Богородице! Услышь глас молитвы моей и дай прозрение очам моим!" После этой молитвы он прозрел и стал видеть лучше, чем прежде. Князь Роман приказал снять с дерева икону, но никто из простых священников не мог ее снять; только Епископ снял ее и поднес к князю. Приложившись к чудотворному образу, Благоверный князь повелел отслужить молебен, и сам со всеми бывшими на том месте начал рубить деревья. Вскоре был выстроен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Позже князь созвал братию, устроил монастырь и щедро наделил его деньгами, а чудотворную икону обложил золотом. Дерево, на котором стояла икона, срубили и употребили на доски для икон и на кресты.
Икона Пресвятой Богородицы Свенская (Печерская)   Пресвятая Богородица изображается на Свенской иконе величественно возседающей на золотом возвышенном троне, который поставлен на особом амвоне в одну ступень. Правая стопа Матери Божией стоит на небольшом камне, а левая покоится на амвоне. На коленях Пресвятой Девы возседает Предвечный Младенец, Господь наш, Иисус Христос и благословляет, Пречистая Богородица держит Своего Божественного Сына обеими руками. По обеим сторонам трона Владычицы на особых возвышениях стоят: с правой стороны - Преподобный Феодосий, а по левую - Преподобный Антоний, Печерские чудотворцы, - оба со свитками в руках. На свитке у Преподобного Антония написано: "Молю убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся. Имамы в сем Господа Помощника". На свитке у Преподобного Феодосия написано: "Владыко Господи Боже Вседержителю, Творче всея твари видимых и невидимых, Своим смотрением возгради дом Пречистыя Своея Матери мною рабом Твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне Суда Твоего Страшного (на) хвалу и славословие Тебе". Преподобный Антоний представлен в полной монашеской схиме, а Преподобный Феодосий изображен в мантии и епитрахили, без клобука, с открытою главой.
  Через некоторое время после основания монастыря оклад чудотворной иконы обломался. Вследствие просьбы Свенского игумена переделать оклад, царь Иоанн Васильевич велел принести икону в Москву и переделать оклад, прибавив много золота, серебра и драгоценных камней. Оклад сделали через три года и икону с молебствием возвратили в Свенский монастырь. Цари и великие князья Иоанн Васильевич, Феодор Иоаннович, Борис Феодорович, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Феодор, Иоанн и Петр Алексеевичи, императрица Елисавета Петровна, Святейшие Патриархи Филарет Никитич и Иосиф, бояре Юрьевы-Романовы, многие князья и вельможи почитали чудотворную Свенскую икону Божией Матери и благотворили Святой обители Свенской многими дарами.
  Много чудес совершалось и совершается от этой Святой иконы. Особенно замечательны из них следующие.
  В 1566 году в Свенской обители заложили храм и через год выстроили его. Своды новопостроенного храма упали, но игумен Мартиниан с братией вышел из него невредимым. Однажды к обители подошли иноплеменники с намерением разорить ее, но Царица Небесная не допустила их: нападавщие вдруг были все ослеплены и все сокровища, взятые ими, были возвращены в обитель. И в другие времена неприятели подходили к Брянску, чтобы разорить его и жителей взять в плен, но каждый раз Царица Небесная не допускала их.
  В 1673 году из города Трубчевска к чудотворному образу Богоматери привели земледельца Потапия, который так сильно бесновался, что едва могли удержать его. Как только отслужили молебен, он получил исцеление и постригся в Свенской обители в монашество.
  В этом же году из города Севска пришел некто Афанасий, также страдавший от нечистых духов, и, после молитвы пред Святою иконою Божией Матери, получил исцеление.
  В 1677 году 20 ноября теплый каменный храм Преподобных Антония и Феодосия Печерских разрушился, но Царские Врата и Святые иконы были найдены в Алтаре неповрежденными. Образ Воскресения Христова, лежавший на аналое, на третий день после разрушения храма был найден под кирпичами в щебне, также целым, между тем как аналой совершенно был раздавлен.
  В 1685 году из города Трубчевска пришел земледелец Иоанн, бесноватый и, после молитвы перед Свенскою иконою Божией Матери, получил исцеление.
  В 1812 году, во время войны с французами, их полчища подошли к городу Брянску и грозили разорить его. В это время благочестивые жители города Брянская обратились с усердной молитвой к Царице Небесной, единственной Помощнице и Утешительнице во всех несчастиях. Взяв Ее чудотворный образ, обошли с ним вокруг города и вскоре получили известие, что в то время, когда в Брянске молились, неприятельские полчища возвратились назад. В благодарность за избавление от неприятеля брянские граждане со всем духовенством опять подняли икону Божией Матери и Крестным ходом обошли город, и в это самое время получили известие об изгнании французов из Москвы. В память этого заступления Пресвятой Богородицы жители города Брянска установили каждый год совершать крестный ход 11 августа, для чего накануне этого дня приносили Святую икону в город Брянск, в городском соборе совершали всенощное бдение, а утром после Божественной Литургии обходили вокруг города с чудотворной иконою, крестами, иконами и Святыми хоругвями из всех храмов и со всем городским духовенством и затем возвращались в собор. Перед вечернею народ приходил в собор и с честью и славою провожал чудотворную икону в обитель. В память избавления от французов в 1815 году устроили новую золотую ризу на икону Божией Матери.
  В 1846 году брянский помещик Владимир Ростилавич Демидов изготовил на золотую ризу Свенской чудотворной иконы Божией Матери драгоценную бриллиантовую корону с сиянием из крупных бриллиантов, также бриллиантовые звезды на плечи Приснодевы, венец и нарукавники Предвечного Младенца.
  В 1830 году Екатерина, младшая дочь Ивана Яковлевича Климова, купца города Брянска, семь недель сильно страдала глазной болезнью и затем ослепла. В мае месяце во время болезни девица Екатерина слышала голос, повелевающий принести в их дом из Свенского монастыря чудотворную икону. Узнав об этом, Иван Яковлевич Климов попросил принести Святую икону 19 мая 1830 года. На другой день принесли к нему Свенскую икону, отслужили перед нею молебен и освятили воду. Когда слепую подвели приложиться к Святому Кресту и окропили Святой водою, она немного прозрела. Но когда подвели ее приложиться к Святой иконе, больная прозрела и совершенно исцелилась от сильной боли. "Батюшка, батюшка! Я теперь все вижу, - радостно воскликнула несчастная, - и боли нет. Пусти, голубчик, нести образ". Но ей это не позволили. Свидетелей прозрения и выздоровления девицы Екатерины было десять человек.
  В 1830 году Иван Васильев, сын Абрамов, крестьянин села Ревен Трубчевского уезда просил Преосвященного Никодима, Епископа Орловского, позволить принести в его дом чудотворную икону Божией Матери. "Я, - писал он, четыре года страдал помрачением ума, сильною тоскою и унынием; но как только дал я обет - поднять в свой дом чудотворную икону Божией Матери, то тотчас получил утешение и отраду". Епископ позволил, и чудотворная икона была поднята в село Ревны.
  В 1832 году в Свенский монастырь приехала женщина из Смоленской губернии, одиннадцать лет страдавшая беснованием. Во время припадков она сильно кричала. Во время вечерни в Свенской обители больная успокоилась. После молебна больная приложилась к Святой иконе и получила исцеление.
  В 1840 году Карачевская помещица Александра Ивановна Гринева сообщила: "Я от простуды получила сильное воспаление в глазах и почти слепоту, и рожу на голове и на всем лице, страшно больно и невыносимо мне было смотреть на свет, а более на огонь; я должна была ходить с вожатым, и накрыв совсем голову и лицо; это продолжалось до октября. Во время Свенской ярмарки я, узнав об исцелении от глазной болезни при Святой Свенской иконе Божией Матери, просила отвезти меня туда. Ехали мы день и ночь, так как я не выносила скорой езды. На пароме перевезли нас прямо к монастырю. В это время служили раннюю обедню; меня ввели в церковь и поставили сзади всех, чтобы не видать мне света от свечей; боль была невыносимая. После Литургии понесли Святую икону в лавку, я шла сзади, взяв с собою полотенце и стакан. Мне подали Святой воды, которую освящали в лавке; я помочила глаза и все лицо: в ту же минуту боль утихла; я сбросила покрывало с лица, уже не чувствуя никакой боли; опухоль прошла, и я совершенно была исцелена. При этом дали мне на дорогу бутылку Святой воды: я ею умывалась, и воспаление и боль совершенно окончились и более не возвращались, по милосердию Матери Божией, совершившемуся надо мною пред чудотворною Свенскою иконою. Что свидетельствую по чистой совести и подписуюсь: Карачевская помещаца Александра Ивановна Гринева". Далее она добавляет: "Тотчас после моего приезда домой я нашла у своего дворового человека Стефана Бедреева трехлетнего сына Андрея, совершенно ослепшего от оспы и отправила больного с его отцом в Свенский монастырь. Ослепший Андрей совершенно исцелел в монастыре, и доселе находится в военной службе".
  Благочестивые брянские жители очень чтили Свенскую икону и во всех важных обстоятельствах своей жизни усердно молились перед нею. Вступали ли в брак, отправлялись ли суда в далекое плавание, или обозы шли с товарами, в радостях и печалях, - всегда приходили в Свенскую обитель и усердно молились перед Святою иконой Божией Матери.
  Часто благочестивые граждане города Брянска и жители окрестностей и других мест принимали в свои дома Святую икону Божией Матери. Издревле поднятие чудотворного образа совершалось так. Когда желающие поднять Святую чудотворную икону приходили в обитель, начинался соборный благовест в большой колокол с переводом и во все колокола. Настоятель с братиею шли в храм; собирались и жители соседних сел. Настоятель с собором братии в облачении выходил из Алтаря, становился пред чудотворным образом и благословлял начинать молебен. Во время пения тропаря два иеромонаха брали Святую икону и выносили ее из храма. Настоятель, иеромонахи и весь народ шли за нею. По выходе за монастырские ворота, при звоне колоколов и пении стихир, иеромонахи со Святою иконою останавливались на площади лицом к обители. Настоятель стоял пред чудотворным образом с Крестом в руке, а иеродиаконы с кадилами. Иеродиакон произносил ектению, и бывал отпуст. Настоятель прикладывался к иконе и просил Царицу Небесную не покидать обитель, затем давал приложиться ко Кресту поднимавшим Святую икону. Получив благословение, подъемлющии в свой дом чудотворный образ, принимали его от иеромонахов. Иеромонах, назначенный для сопровождения Святой иконы, принимал от настоятеля Крест. Затем отправлялись в путь при пении и колокольном звоне, а настоятель с братиею возвращались в обитель.
  В городе Брянске и в селах, когда несли чудотворную икону, в храмах звонили во все колокола, и благоговейные христиане встречали и провожали ее с радостию и трепетом, воздавая почитание Самой Царице Небесной. При встрече и проводах Свенской иконы падали на колени, ложились на землю, клали под Святую икону грудных младенцев, подводили отроков, чтобы над ними пронесли чудотворный образ. Это время было праздником для всего селения: дворы, улицы и площади чисто подметались, избы украшались.
  Так же торжественно провожали Святую икону в обитель. Настоятель с братией в облачении, диаконы с кадилами и пономари со свечами выходили из монастыря навстречу Святыне. При звоне во все колокола настоятель кадил чудотворный образ, принимая Святой Крест от иеромонаха, а иеромонахи принимали Святой образ от Богомольцев. В храме икону ставили на место, диакон произносил ектению, затем был отпуст и целование Святого Креста и чудотворного образа. В соборном монастырском Успенском храме чудотворная икона Божией Матери занимала первое место в иконостасе по правую сторону Царских Врат, а в теплом храме для нее было устроено особое место.
  В Свенском монастыре находился очень древний список с чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. Эта Святая икона была украшена золотой ризой, той, которая прежде была на чудотворной иконе и устроена в 1778 году при игумене этой обители Никодиме. При этой же ризе находились жемчужные украшения, приложенные в 1583 году к чудотворной иконе царем и великим князем Иоанном Васильевичем при возвращении ее из Москвы в обитель. После большевистского переворота Свенский Успенский монастырь был закрыт, а Успенский собор взорван. Чудотворную икону Божией Матери передали Главнауке Наркомпроса на реставрацию, а оттуда - в Третьяковскую галерею, где она находится и в настоящее время. В 1992 году возродилась монашеская жизнь в Свенской обители. С 2000 года возобновлен ежегодный Крестный ход со Свенской иконой Пресвятой Богородицы, который совершается теперь в самый день праздновании ей, 30 августа, и с 2004 года проходит из Свенского монастыря по городу Брянску к месту строительства Кафедрального Собора во Имя Святой Троицы.
  ***
  Некоторые из многочисленных чудес, совершенных через Свенскую икону Божией Матери.
  За время пребывания Свенской иконы Богоматери в обители многочисленные чудеса совершены Богородицей прибегшим к ней за помощью.
  Однажды к обители подошли иноплеменники с целью ограбления и разорения ее, но Царица Небесная не допустила совершиться этому беззаконию и святотатству. Невидимая сила поразила нападавших слепотою, они в ужасе разбежались, оставив обитель невредимою. Паника была так сильна, что они даже покинули награбленные ими в других местах сокровища, которые после этого чуда сделались собственностью обители.
  В 1566 году в Свенской обители заложили каменную церковь и через год закончили постройку. В один из дней, когда в новоустроенной церкви находился игумен Свенской обители Мартениан с братией, своды церкви обрушились, но находившиеся внутри нее остались невредимыми. Столь чудесное спасение иноков от гибели все отнесли к заступлению и покрову Богоматери.
  В 1673 году к чудотворному Свенскому образу Богоматери был приведен бесноватый Потапий, земледелец из Трубчевска. Он так сильно бесновался, что едва могли удержать его. Но вот пред чудотворной иконой Богородицы отслужили молебен об изгнании беса. Бес, страшно сотрясая больного, вышел из него. Все, видевшие это чудо, были потрясены и прославили Бога, дивного в чудесах Своих. Потапий же, воздав хвалу Богу, дал обет пост¬ричься в монашество, какое намерение и привел в исполнение
  В том же 1673 году в Свенский монастырь пришел некто Афанасий, так же страдавший от злых духов. Когда он усердно помолился пред иконою Богодорицы, то бесы оставили его и уже более не тревожили.
  20 ноября 1677 года в Свенском монастыре обрушилась теплая каменная церковь во имя пресвятых Антония и Феодосия Печерских. Однако царские двери и святые иконы остались неповрежденными. Образ Воскресения Христова, лежавший на аналое, на третий день после обвала церкви был найден под кирпичами совершенно целым. Это знаменательное событие было также приписано покрову Пречистой Богоматери.
  В 1830 году Иван Васильев, сын Абрамов, крестьянин села Ревен Трубчевского уезда, обратился с ходатайством к преосвященному Никодиму, епископу Орловскому, о разрешении принести в его дом чудотворную икону Богоматери. "Я четыре года страдал помрачением ума, сильною тоскою и унынием, - писал этот крестьянин, - но только дал я обет поднять чудотворную икону Богоматери в свой дом, тотчас же получил исцеление и отраду". Епископ разрешил на некоторое время перенести икону в село Ревны.
  В том же 1830 году получила исцеление у Свенской иконы Богоматери Екатерина, младшая дочь Ивана Яковлевича Климова, купца города Брянска.Семь недель страдала она глазной болезнью, а потом совсем ослепла. В мае больная услышала голос во сне, повелевший принести в их дом из Свенского монастыря чудотворную икону. Исполняя желание дочери, И.Я. Климов 19 мая обратился к игумену Свенского монастыря с просьбой разрешить перенести чудотворную икону в его дом. На другой день принесли к нему святую икону, отслужили перед ней молебен и освятили воду. Затем слепую подвели приложиться к святому кресту и окропили святой водой. Больная стала различать некоторые предметы. Когда же подвели приложиться к святой иконе, то к ней вернулась прежняя острота зрения. Свидетелями этого чудесного исцеления было 10 человек.
  В 1832 году у чудотворного Свенского образа Богоматери получила исцеление одна женщина, родом из Смоленской губернии, страдавшая беснованием 11 лет. Во время приступов своей болезни больная сильно кричала. Родственники бесноватой привезли ее в Свенский монастырь, чтобы здесь, у святой иконы Богоматери, помолиться о ее выздоровлении. Во время вечерней молитвы в Свенской обители больная успокоилась. Затем был отслужен молебен. Больная приложилась к чудотворной иконе и получила исцеление.
  Карачевская помещица Александра Ивановна Гринева так описывает свое чудесное исцеление у святой иконы Богоматери в Свенском монастыре: "Я получила от простуды сильное воспаление глаз и почти слепоту, рожу на голове и на лице. Больно и невыносимо мне было смотреть на свет и огонь. Я должна была ходить с вожатым, накрыв совершенно голову и лицо. Так продолжалось до октября. Во время Свенской ярмарки я, узнав об исцелении от глазной болезни при Свенской иконе Богоматери, просила свести меня туда. Ехали мы день и ночь, так как я не выносила скорой езды. На пароме перевезли нас прямо в монастырь. В это время служили раннюю обедню. Меня ввели в церковь и поставили сзади всех, чтобы не видать мне света от свечей, но все же боль была невыносима. После литургии понесли икону в лавку, я пошла сзади, взяв с собою полотенце и стакан. Мне подали святой воды, которую освящали в лавке. Я помочила глаза и все лицо, и боль утихла в ту же минуту. Я сбросила покрывало с лица, уже не чувствуя никакой боли. Опухоль прошла, и я совершенно была исцелена. При этом дали мне на дорогу святой воды. И я ею умывалась: воспаление и боль совершенно прошли и более не возвращались. По милосердию Матери Божией, совершившемуся надо мной пред чудотворной иконою, что свидетельствую по чистой совести и подписываюсь: карачевская помещица Александра Ивановна Гринева. Тот же час после моего приезда домой я нашла у своего дворового человека Стефана Бедреева трехлетнего сына Андрея совершенно ослепшего от оспы и отправила больного с его отцом в Свенский монастырь. Ослепший Андрей совершенно исцелился в монастыре и доселе находится на военной службе. Все это происходило в 1840 году".
  Много и других чудес и исцелений совершилось у чудотворной иконы Свенской Богоматери, пользовавшейся среди благочестивых брянских граждан большим уважением и почитанием. В 1846 году брянский помещик Владимир Ростиславович Демидов сделал золотую ризу Свенской чудотворной иконе Богоматери, драгоценную бриллиантовую корону с сиянием из крупных драгоценных камней и бриллиантовые звезды на плечи Богородицы, а также венец и нарукавники у Предвечного Младенца.
  Когда торжественное шествие с чудотворною иконою проходит мимо городских и сельских храмов, то в них бывает звон во все колокола. Благочестивые богомольцы встречают и провожают икону с такой же радостью и почетом, как Саму Царицу Небесную. Пред нею падают на колена, ложатся на землю, подводят отроков, чтобы над ними пронесли святую икону, кладут под нее грудных младенцев. Дворы, улицы, площади, по которым двигается шествие, чисто подметаются, а избы, по состоянию и возможности, убираются. Во всем селе, встречающем образ Богоматери, бывает праздник.
  Совершаются чудеса и от списков с чудотворной иконы Богоматери. Один из благоговейных и боголюбивых священников, благочинный Дятьковского района Брянской епархии протоиерей Александр, каждый год имеет обычай приглашать монастырское духовенство со "Свенской" иконой на богослужение в свой храм. Отец Александр свидетельствует, что многие его прихожане от иконы получили исцеления от недугов. Достоверно известно, что женщина, страдавшая грудной жабой при осенении иконой исцелилась. Пресвятая Богородица ниспосылает от Бога всем с верой молящимся Ей чудодейственную силу и заступление.
  Благоговейное отношение богомольцев к чудотворной Свенской иконе Божьей Матери обнаруживается также в том, что перед нею молятся во всех важных случаях жизни. Вступают ли в брак, отправляют ли свои суда в далекое плавание, или обозы с товаром везут, впадают в печаль или в радость, - во всех подобных случаях благочестивые брянские граждане и из окрестных сел приходят в обитель и молятся перед святою иконою.
  Отнюдь не прекратилась чудодейственная помощь Богоматери и после разрушения Свенского монастыря в XX веке. Особо стали проявляться благодатные исцеления в святом источнике, находящемся у подножия монастырской горы. История умалчивает о времени появления целебного источника, но по свидетельству наместника Свенского монастыря архимандрита Иерофея (XIX век) воду в монастырь доставляли именно из него. К сожалению, множество происходящих исцелений в наше время людьми умалчивается и потому невозможно привести подробностей совершившихся чудес, но из постоянного общения с прихожанами известно, что люди исцеляется и от кожных заболеваний, болезней суставов и различных телесных недугов. У источника устроена неглубокая купальня, к которой в течение всего года не прекращается поток паломников.
  "Свято-Успенский Свенский монастырь", 2002 год.



Свенский монастырь


Оглавление