Главная История Населенные пункты Святые источники Личности На страже Видео Книги Статьи
   Дополнительно
   
   
   Ф.И. Тютчев
   А.К. Толстой
   
   История России
   


   Соседи

   
   
   
   

 

 

ЦЕРКОВЬ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО (ПОКРОВСКИЙ)     


Церковь Сергия Радонежского (Покровский)

      Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы , два придела: правый – во имя Преподобного Сергия Радонежского, левый, устроенный в 1859 году, – во имя Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского.
      Год постройки: 1766 год
      Адрес: Выгоничский район, село Удельные Уты.

      В конце 18 века дворянин Петр Салов строит струги для похода царя Петра на Азов, и тут же возводится деревянный храм, освященный в 1700 году как церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Только в 1766 году богатый помещик Подлинев строит каменный храм в стиле барокко, с характерной неправильностью форм, красотой и пышностью отделки снаружи и внутри. "В нем два придельных алтаря: по правую сторону в честь Пресвятого Сергия (Радонежского), по левую в честь Святителя Николая Чудотворца (Архиепископа Мирликийского) устроены в 1859 году", - читаем в архивных документах. Церковь Сергия Радонежского, как ее сейчас называют, восстановлена в первоначальном виде. Характерная черта русского церковного зодчества - связь с природой. В Утах церковь построена на самом видном месте, красуется на берегу озера. Купол храма отражается в нем. Приходская община возрождена в 1994 году, а через четыре года в храме возобновились Богослужения и начались восстановительные работы.

***

Церковь Сергия Радонежского (Покровский)       Расположена к юго-западу от усадьбы, на краю села; поставлена на возвышенности над небольшой речкой. Возведена в середине 18 века помещиком П. Саловым из кирпича (вместо прежней деревянной) и оштукатурена; в середине 19 века выполнены деревянные карнизы храма и новый верх колокольни. Интереснейший образец усадебного ярусного храма типа восьмерик на четверике, выполненный в стиле барокко, с явным влиянием московской архитектуры и отдельными более поздними классицистическими деталями. Объемно-композиционное решение здания в целом типично барочное. Невысокий двусветный четверик с пятигранной суженной апсидой и сравнительно короткой трапезной несет широкий восьмигранник с куполом, завершенный малым световым восьмериком с новой миниатюрной главкой типа вазы. Несколько необычны боковые фасады храма с несимметричным расположением проемов. В первом свете в центре фасадов четверика расположены входные проемы и по одному окну к востоку от них, во втором свете - также по одному окну, сдвинутому с оси входов; к востоку смещены также окна трапезной. Оригинальны полуглавия с окнами второго света в духе московского зодчества первой трети 18 века, завершающие боковые стороны четверика. С запада над трапезной возвышается трехъярусная колокольня, первоначально по древней традиции увенчанная шатром со слухами. Его конструкция частично сохранилась внутри деревянной надстройки с яйцевидным куполом, завершенным шпилем. Нижний четверик колокольни служит главным входом в храм, второй ярус глухой, а в третьем, с широкими арочными проемами, висели колокола. Фасадный декор здания образуют пилястры на углах объемов (у основного четверика с рустовкой, а у восьмерика с выпущенными углами), обрамления окон со штукатурными треугольными и полукруглыми фронтонами и боковые порталы с лучковыми завершениями. Лента поребрика, проходящая под карнизом аспиды, трапезной и основного восьмерика, захватывающая также их пилястры, явно восходит к древнерусской архитектуре 17 века. Деревянный классицистический карниз восьмерика с сухариками и модульонами отличается тонкостью профилировки. В ряде окон сохранились старые решетки кубоватого рисунка. В интерьере центральное помещение с восьмериком на оригинальных тромпах с парусами перекрыто восьмилотковым сводом со световым отверстием в центре. Тремя проемами оно соединено с алтарем, имеющим коробовый свод с лотками над гранями, и одним - с трапезной, перекрытой лотковым сводом. Внутристенная лестница в юго-западном углу трапезной с наружным входом ведет на колокольню. Сохранились остатки барочного иконостаса второй половины 18 века.
      "Свод памятников архитектуры и искусства России. Брянская область", 1998 год.



Церковь Сергия Радонежского (Покровский)

Церковь Сергия Радонежского (Покровский)

Церковь Сергия Радонежского (Покровский)

Церковь Сергия Радонежского (Покровский)

Церковь Сергия Радонежского (Покровский)

Церковь Сергия Радонежского (Покровский)

Церковь Сергия Радонежского (Покровский)

Церковь Сергия Радонежского (Покровский)

Церковь Сергия Радонежского (Покровский)

Церковь Сергия Радонежского (Покровский)

Церковь Сергия Радонежского (Покровский)

Церковь Сергия Радонежского (Покровский)

Церковь Сергия Радонежского (Покровский)

Церковь Сергия Радонежского (Покровский)

Церковь Сергия Радонежского (Покровский)

Церковь Сергия Радонежского (Покровский)

Церковь Сергия Радонежского (Покровский)

Церковь Сергия Радонежского (Покровский)



Оглавление



 

 

СОГЛАШЕНИЕ:


      1. Материалы сайта "Брянский край" могут использоваться и копироваться в некоммерческих познавательных, образовательных и иных личных целях.
      2. В случаях использования материалов сайта Вы обязаны разместить активную ссылку на сайт "Брянский край".
      3. Запрещается коммерческое использование материалов сайта без письменного разрешения владельца.
      4. Права на материалы, взятые с других сайтов (отмечены ссылками), принадлежат соответствующим авторам.
      5. Администрация сайта оставляет за собой право изменения информационных материалов и не несет ответственности за любой ущерб, связанный с использованием или невозможностью использования материалов сайта.

С уважением,
Администратор сайта "Брянский край"

 

 
Студия В. Бокова