Главная История Населенные пункты Святые источники Личности На страже Видео Книги Статьи
   Дополнительно
   
   
   Ф.И. Тютчев
   А.К. Толстой
   
   История России
   


   Соседи

   
   
   
   

 

 

КВЕТУНЬ     


      Кветунь - деревня Трубчевского района Брянской области, Телецкого сельского поселения, в 9 км к юго-западу от Трубчевска. Комплекс археологических памятников VIII-XII веков, состоящий из городища, обширного селища и могильника, насчитывавшего несколько тысяч захоронений (из них исследовано около 200) – второй по величине курганный могильник в России. На протяжении многих лет изучался В.А. Падиным. По археологическим данным, поселение основано племенем северян и не позднее середины Х века подчинено Киеву, когда здесь были возведены укрепления городского типа (предполагаемое место основания города Трубчевска, т.н. "Старый Трубчевск"). В XVI веке в 1,5 км к юго-западу от деревни основан Чолнский Спасский монастырь (закрыт в 1923, частично сохранился, памятник архитектуры XVIII века, ныне приспособлен под психоневрологический интернат); при этом Кветунь была одной из его вотчин. Входила в приход села Филипповичи. В 1898 при монастыре была открыта церковно-приходская школа для мальчиков. С 1861 по 1924 в составе Стрелецкой волости Трубчевского уезда, затем Трубчевской волости Почепского уезда; с 1929 в Трубчевском районе. До 1930-х годов - центр Кветунского сельсовета, затем до 2005 в Филипповичском сельсовете (в 1994-2001 в Телецком сельсовете). В середине ХХ века - колхоз "Красная Кветунь". Максимальное число жителей 720 человек (1979).


Достопримечательности:

Городище старого Трубчевска

Чолнский Спасский монастырь


Дополнительно:

Археологические раскопки

Курганы эпохи бронзы около Трубчевска

Кветунский древнерусский могильник, журнал Советская Археология, 1976 год

Погребения X-XI веков с монетами на территории Древней Руси, Т.В. Равдина, 1988 год

Материалы из раскопок Кветунских курганов X-XIII веков

Список населенных мест Орловской губернии по сведениям 1866 года

Список населенных мест Брянской губернии, 1928 год

Археологические открытия 1971 года, Б.А. Рыбаков, 1972 год

Земля Брянская (Дороги к прекрасному). Цапенко М.П., 1972 год.

Численность населения Брянской области по переписи 2010 года

Сведения об административном подчинении за 1916-1970 годы


Исторические личности:

Всеволод Святославич, князь Путивльский, Курский и Трубчевский (? - май 1196)

Князь Алексей Никитич Трубецкой (1600—1680)

      В 10 километрах южнее Трубчевска на крутом мысу возвышается Кветунское городище.
      Слово "кветень", от которого произошло название Кветунь, на языке древнеславянского земледельческого календаря означает апрель - время весеннего пробуждения земли, цветения фиалок, появления на лесных опушках золотисто-желтых мать-и-мачех, начала земледельческих работ (квет - цветок).
      В древности мыс омывала Десна. Но теперь она изменила свое русло. На прежнем месте темнеют пятнами старицы Десенки, окаймленные лозняками, тростником и осокой. Вверху, над меловыми отрогами, укутанными кудрями орешника, маячат руины древнего Чолнского монастыря. Видно, не раз разбивались вражеские атаки о кветунские укрепления. Один из высоченных деснянских мысов облюбовал человек еще в доисторическое время, когда кремневые и бронзовые топоры, ножи и наконечники стрел только что сменили на железные, когда возникли военные столкновения из-за скота и появилась потребность в укрепленных убежищах. Люди выровняли на мысе площадки, с напольной стороны насыпали высокий земляной вал и выкопали глубокий ров, а по краям площадки поставили из заостренных кольев изгородь.
      На мысу поселились славяне. Они подправили валы, сделали покруче склоны, обнесли поселок мощными деревянными стенами. С развитием производительных сил, ростом общественного разделения труда начинается интенсивное отделение ремесла от сельского хозяйства, из сельского населения выделяются ремесленники и купцы для продажи ремесленных изделий и селятся здесь. Так произошел Трубчевск.
      В начале Трубчевск состоял из крепости – "детинца". С двух сторон "детинец" граничил с глубокими и широкими оврагами, крутые склоны которых люди подправляли, делали непреступными. С третьей стороны был крутой склон к Десне, а с четвертой – мощный земляной вал и глубокий ров, над которым повисал мост. Детинец служил крепостью для князя и его слуг-дружинников. Он был княжеским замком, под защитой и прикрытием которого шло формирование города. А рядом с княжеским замком раскинулось предгородье или посад, где проживал ремесленный и торговый люд.
      Близ Кветунского городища - курганное поле. До самого горизонта тянулись загадочные холмы, привлекавшие внимание археологов. В послевоенное время Трубчевский музей исследовал около двухсот курганов. Раскопки раскрыли историю этого замечательного археологического комплекса. Могильник оказался кладбищем Трубчевска X-XII веков. Ранние курганы - огромных размеров. Он является по своим размерам вторым в нашей стране после Гнездовского под Смоленском. В них найдены большие скопления золы и угля, лепные погребальные урны, останки сожженных покойников, а с ними - ожерелья, перстни, ножи, боевые топоры, поясные наборы. В некоторых курганах погребения окружались кольцевыми ровиками или оградками, сделанными из глины, связанными с культом солнца. Один из курганов напоминал огромную шапку древнего витязя. Его наши предки насыпали над местом языческого святилища, где веками горел ненасытный огонь, пожирая принесенные человеком жертвы. Тогда у костра стояли закоптевшие деревянные идолы - безмолвные свидетели обильных жертвоприношений. С принятием христианства святилище опустело, на его месте насыпали гигантский курган, чтобы люди приходили сюда для тайного общения с запрещенной религией. Трубчане познакомились с христианством задолго до его официального принятия Русью в 988 году, о чем свидетельствуют курганные материалы. Например, в одном из захоронений, совершенных по - христиански (трупоположение), найдена монета Константина VII Багрянородного, царствовавшего в Византии с 913 по 959 годы. Монета не изношена, указывает самое позднее на третью четверть Х века, когда было совершено это погребение. Найдены курганы с мозаичными бусами, датирующиеся второй половиной Х века. С погребениями, совершенными по христиански.
      Документы говорят, что Трубчевск с 1164 года является стольным городом сына черниговского князя Святослава Всеволода за богатырскую силу и смелость прозванного Буи-туром. Женат был Всеволод на внучке Юрия Долгорукого Ольге Глебовне. Летописи высоко ценят его. "Того же лета (1196г.) в Ольговичах (эта княжеская ветвь называлась так по имени основателя Чернигово-Северского княжества - Олега) преставися князь Всеволод Святославич, брат Игорев, и тако спрятовше тело его вся братья с великою честью и с плачем великим и рыданием: понеже бо во Ольговичех всех удалее рожаем и воспитанием, и возрастом и всею добротою и мужественною доблестью и любовь имеяще ко всим".
      Всеволод был похоронен в Чернигове в Благовещенской церкви на берегу реки Стрижень. Двадцать пять лет назад академик Б.А. Рыбаков раскапывал фундаменты этой церкви и в своей книге "Слово о полку Игореве и его современники" пишет, что археологам открылась великолепная постройка 1186 года с мозаичным полом, украшенным изображением сада с павлинами. На юг от алтаря находилась гробница XII века, принадлежавшая, по всей вероятности, Всеволоду. В эпоху "Слова" под властью Трубчевского князя находился и курский удел, прикрывавший Северскую землю от половецких набегов. Поэтому Всеволод и говорит Игорю:

"Седлай, брат, Своих борзых коней,
А мои наперед уж объезжены, У Курска оседланы.
А мои-то куряне-Ратники бывалые:
Под трубами повиты, Под шеломами всхолены,
Концом копия вскормлены.
Пути им ведомы, Родники по оврагам знаемы;
Луки у них натянуты, Колчаны отворены,
Сабли изострены, Сами скачут, будто серые
Волки по полю, Князю славы ища, чести себе
".

      Разумеется, характеристика, данная князем курянам, относится и к трубчанам, так как они составляли ядро княжеской дружины. Это было время, когда ослабевшая от междоусобицы Русь подвергалась иноземному вражескому растерзанию. Наш край, несмотря на естественные преграды (реки, леса, озера и болота), грабили половцы. Об этом говорится на страницах летописи. В ней и первые известия о Трубчевске. 1185 год. Поход северских дружин на половцев, талантливо описанный в знаменитом "Слове о полку Игореве". В походе участвовали и трубчане под знаменами своего князя Всеволода. Руководил походом брат Всеволода князь новгород-северский Игорь. Игорь выступил из Новгород-Северского 23 апреля 1185 года. Всеволод с трубчанами двигался через Севск (Свиной дорогой), Курск (Пахнутцовой дорогой) к верховьям Сейма и Донца, недалеко от которых начиналась Изюмская самка (дорога), выводившая в район половецких степей. У реки Оскол братья и их дружины встретились и пошли на юг, к реке Сальнице. Встретив передовые половецкие отряды, северцы в ожесточенной схватке разбили их. "Рано в пятницу потоптали они нечестивые полки половецкие и, рассыпавшись, как стрелы по полю, увезли прекрасных половецких девиц, и с ними золото, богатые ткани и дорогие бархаты". Но назавтра "бусовы дети криком преградили поля, а храбрые русские – багряными щитами". Русские были окружены множеством вражеских полков, выступавших "ак борове" (словно лес). Трубчане дрались мужественно и бесстрашно. Всеволод, отрезанный половцами от остатков своей дружины, изнемогал от ран и жажды, но разил и разил врагов. Печально для отважных северских дружин окончилась эта битва. Бояре и дружины "...в море истопоша", т.е. были убиты или утоплены в Торских озерах. Почти весь многотысячный Игорев полк, в том числе и трубчевская дружина, "на бризе быстрой Каялы... полегоша за землю русскую". Наделенный природой богатырской силой, Всеволод, "обломав меч и копья о вражьи шеломы, долго отбивался руками от наседавших кочевников идущее вкруг при озере", но плена ему, как и Игорю, миновать не удалось. В дальнейшем, отпущенный под честное слово, Всеволод в качестве выкупа возвратил хану 200 половцев, плененных когда-то трубчанами, уплатил 1000 серебряных гривен (гривна – слиток серебра около 187 граммов весом), на которые можно было тогда купить несколько табунов коней (конь стоил 1-3 гривны).
      Известно, что поражение северных дружин в 1185 году (о чем будет сказано ниже) половцы хорошо использовали. Хан Кза бросил на Северскую землю многочисленный отряд, который разорил Путивль и его окрестности. Затем 5000 половцев совершили жестокий набег на другие города. Тогда, видимо, был уничтожен Трубчевск, и поэтому Всеволод, возвратясь из половецкого плена, построил город на новом месте. Трубчевск перенесли на новое место (современный парк).
      В Кветуни в 16 веке Князем Трубецким был построен Спасо-Чолнский монастырь.Наименование Спасского монастырь получил от главной в свое время церкви во имя Рождества Христова. Другое название - Чолнского произошло от чудотворного образа Богородицы Чолнская. Трубчевским называется монастырь по своему местонахождению близ города Трубчевска в 10-ти верстах от него. В истории российской иерархии сказано, что Чолнский монастырь построен в XVI веке князем Трубецким, при заключении мира с поляками. На 27 листе монастырского синодика, писанного 20 июня 1768 года, упоминается, что строитель Чолнского монастыря был князь Алексей Никитич Трубецкой. Он считался одним из первых вельмож при дворе царя Алексея Михайловича. В то же время он ознаменовал себя военными подвигами в борьбе за Малороссию.
      Легенда о приобретении иконы гласит,что местный пастух увидел чёлн без людей, плывущий против течения и через некоторое время приставший к берегу. В челне была икона. Он взял её и принес в дом. Наутро икона исчезла из дома и оказалась вновь на берегу в челне. Богобоязненный пастух обратился в Пустыню, монахи с Крестным ходом принесли её в храм, совершили службу. Наутро икона исчезла и из храма.
      Первое чудо явила Чолнская икона в июне 1223 года при татарском нашествии. После многодневного и многонощного сражения киевляне, смоляне, черниговцы, возглавляемые юным Даниилом Галицким, после его молитв в пусыне перед Чолнской иконой, разбили татарский отряд. Летопись гласит: "...татары перед светом смешались и полегли в ямах..." это была первая победа русских над татарами, а, возможно, и первое чудо Чолнской иконы.
      Другое зафиксированное чудо от Чолнской иконы связано с фамильной реликвией рода Трубецких. В Трубеж, уже переименованный в Трубецк князем, пришедшим с литовской стороны, - Дмитрием Ольгердовичем, основатель династии князей Трубецких. (Это он получил будущую фамилию рода - Трубецкие - от города, которому сегодня около полутора тысяч лет). Он, раненый в Куликовской битве, исцелился перед иконой.
      Ежегодно в седьмое воскресенье после Пасхи Чолнская Богородица Крестным ходом приносилась в Трубчевск, где целое лето перемещалась из храма в храм, из дома в дом, и любой житель мог заказывать молебны в своём жилище. Так происходило веками.
      В 1918 году во время очередного Крестного хода первый военный революционный комиссар Трубчевска Дмитрий Раков, "...будучи в помутнении рассудка", дважды выстрелил в нее из револьвера, за что был растерзан прихожанами.
      Икона исчезла, и вновь была обретена в 1941 году в Ильинском храме Трубчевска. После его закрытия в 1963-64 годы икона перенесена в Сретенский храм, где и пребывает с двумя пулевыми отверстиями и трещиной между досками.



Оглавление



 

 

СОГЛАШЕНИЕ:


      1. Материалы сайта "Брянский край" могут использоваться и копироваться в некоммерческих познавательных, образовательных и иных личных целях.
      2. В случаях использования материалов сайта Вы обязаны разместить активную ссылку на сайт "Брянский край".
      3. Запрещается коммерческое использование материалов сайта без письменного разрешения владельца.
      4. Права на материалы, взятые с других сайтов (отмечены ссылками), принадлежат соответствующим авторам.
      5. Администрация сайта оставляет за собой право изменения информационных материалов и не несет ответственности за любой ущерб, связанный с использованием или невозможностью использования материалов сайта.

С уважением,
Администратор сайта "Брянский край"

 

 
Студия В. Бокова