Главная История Населенные пункты Святые источники Личности На страже Видео Книги Статьи
   Дополнительно
   
   
   Ф.И. Тютчев
   А.К. Толстой
   
   История России
   


   Соседи

   
   
   
   

 

 

Орловские Епархиальные Ведомости о русско-турецкой войне 1877-1878 годов     


      Слово Преосвященнейшего Макария, Епископа Орловского Севского, в Орловском Кафедральном Соборе пред совершением благодарственного Господу Богу молебствия о даровании победы православным Славянам над Турками, 16 Августа 1876 года.
      В прошлый раз мы собирались во храм сей, чтобы почтить память доблестного воина Христова Николая (Киреева) и всех, за веру и отечество на Балканской брани убиенных; а теперь собрались для того, чтобы возблагодарить Господа Бога за победу, дарованную славянам, и просить Его всесильного о сокрушении злобных врагов, жаждущих крови христианской. Что же побуждает нас благодарить Господа Бога и просить Его о даровании победы над врагами?
      Если бы православные славяне не были нам единоплеменными, а были только христианами, чуждыми нашего рода и языка; то и тогда мы должны были бы благодарить Господа Спасителя за одерживаемую ими победу над врагами Его исповедников. Все христиане искуплены единою кровью Иисуса Христа. Ради их искупления Он оставлял небо и приходил на землю, воплотился, пострадал, умер и воскрес. Итак велик каждый христианин пред Богом. Для него дано Евангелие, для него установлены таинства, для него уготован рай со всеми его неизреченными благами. Для его спасения посылаются в служение Ангелы и совершаются различные чудеса и знамения. Как же теперь не скорбеть нам о пролитии крови христианской? Как не сострадать каждому христианину, впавшему в руки разбойником? Пусть и единоверные славянами подобно священнику и левиту, проходит мимо израненных и избиенных! Пусть оставляют их без внимания, и готовы даже помочь в последнем избиении несчастных! Но мы уверены, что неприязнь сия к невинным страдальцам не естественна: она зависит от духа времени и обладающих страстей. Доселе например, мы знали о крестовых походах, возбуждаемых римскими первосвященниками против врагов креста Христова. А теперь слышим, что и преемники крестоносцев подают руку тем, у которых хотели некогда отнять гроб Господень. В таком странном единении мы не видим пользы для веры христианской, невидим и успеха в восточном вопросе; и потому должны оставаться навсегда при своем русском, восточном православии, чуждом всякого увлечения земного. Мы помним бедствия свои от монголов и ляхов, и состраждем другим в подобных бедах и напастях. Нам подан Евангельский пример в лице сердобольного Самарянина, помогшего впадшему в разбойники. Не смотря на то, что Самарянин был другой веры, другого племени и языка, он помог с сердечным участием пострадавшему, как своему ближнему, забыв всякую племенную рознь и вражду. А страждущие теперь славяне не только одной с нами веры, но и одного рода и племени, одного языка и происхождения. Глас убиенных братий наших вопиет к нам от земли и требует нашей кровной защиты. В лице Кирилла и Мефодия славяне имеют право именоваться не только нашими братиями, но и нашими первоучителями и просветителями. Их близкое отношение к нам было несколько забыто или затемнено, но в недавнее время, с новым тысячелетием России, разъяснено как будто для того, что они скоро будут нуждаться в нашей помощи, в нашем сочувствии к их скорбям и радостям. Самые их победы над ожесточенною Портою не чужды нашему русскому сердцу; они составляют торжество веры над неверием, света над тьмою. А кто из верующих не должен радоваться такому торжеству? Кто не должен благодарить Всевышняго за дарование победы славянскому племени над гнетущим его исламом?
      И кого надлежит особенно благодарить нам, как не самого Бога, обладающего царствами и народами? Мы веруем, что нами управляет всеведущий Господь, а не слепая и неотвратимая судьба, которой научены мусульмане своим лжепророком. Там поклонники Магомета чтут до фанатизма определения вечной судьбы и вещания своего корана, заповедшего им огнь и меч против всех христиан, именуемых презренными райями и гяурами. Если мы христиане говорим о судьбе, то говорим о судьбе согласной с Божественным Промыслом, ведущим нас Своими недоведомыми путями и заповедующим любить самых врагов. Мы чтим высоко просвещение и стараемся о воинском искусстве; по этим произведениям ума человеческого не покланяемся подобно западным державам. При всех земных средствах, в делах частных и общественных наша преимущественная надежда на единого Господа, всем управляющего. От Него всякое даяние благо и всяк дар совершен свыше нисходит на всех нас (Иак. 1, 17).
      Он Один дает крепость людям Своим, поражает и исцеляет, попускает врагов и одолевает их невидимою силою. Пред Ним и слабые отроки поражают исполинов, и малое войско побеждает целыя тысячи и тьмы (Левит. 26, 8). Примерами такого дивного поражения исполнена история церкви иудейской и христианской. Подобные торжества доселе воспоминаются в Греции и особенно в России, православном нашем отечестве. У нас есть дни викториальные, дни в Честь святых икон Божией Матери, нашей особенной Заступницы и Победительницы врагов. Не себе приписывали мы победу и славу, когда одолевали наших врагов. Не себе приписывают победу и славяне на полях Балканского полуострова. Вы слышали, как недавно поражаемы были и обращаемы в бегство мусульмане, при всей их злобе и многочисленности. Кто же поражал их, как не Господь Вседержитель рукою избранных Им князей Милана и Николая и поборающаго им вождя нашего Михаила (Черняева)? Воспоминая об этих дивных победах, кто не воскликнет вместе со славянами: Велик Господь над всеми и хвален зело в победах над врагами! Во имя Господа сил дерзайте, единоверные нам славяне, дерзайте людие Божии: ибо Той победит враги, яко всесилен. С вами, как и со всеми верующими, обещался пребывать Господь во вся дни до скончания века. Он не забудет вашего терпения и самоотвержения; Он не оставит без отмщения вашей крови; Он был и пребудет вашим Помощником и Покровителем в подвигах за веру и отечество. Итак с надеждою на Всевышняго благоверные славяне должны продолжать борьбу с безбожными агарянами, не ожидая от них никогда снисхождения и помилования. Пролитая кровь христианская пусть будет навсегда памятником их веры и упования, их победы и торжества над неверием с его исчадиями. Что ожидает славян после всех истязаний и жертв, принесенных ими, известно единому Богу, ведущему вся тайная и сокровенная. Но теперь и за оказываемое ими мужество, соединенное с немалыми победами, мы должны благодарить Господа и просить Его милосердного о даровании им не только победы, но и полной свободы их стране и отечеству от ига мусульманского.
      В чем же должна выражаться наша благодарность Богу, победители нас творящему о Христе Иисусе (2 Кор. 2, 14)? Первое выражение должно состоять в молитве. Она составляет священный долго наш пред Богом и пред людьми. Не Бог самодовольный имеет нужду в нашей молитве, а мы сами нуждаемся в ней. Нам приятно бывает, когда мы за оказываемые милости воздаем Богу благодарение и просим от Него на будущее время благодеяний. Чувство сие может ощущать только тот, кто молился сам и изливал пред Богом душу свою. По любви нашей к ближним мы должны молиться о благосостоянии их земном и небесном. Но какое благосостояние нужно теперь гибнущим от исконной вражды страдальцам, как не одержание победы над врагами, как не возвращение бывшей некогда свободы своему отечеству? Об этом молятся все православные славяне; об этом молимся и мы, близкие к ним по вере и языку. Наша молитва утешит растерзанное их сердце, а не менее должна утешать их и наша благотворительность. Мы знаем, что милостыня наша ценится особенно во время нужды и скудости. Но кто теперь более нуждается в благодеяниях земных и небесных, как не страждущие от огня и меча всепожирающих врагов? Какое время может быть для них печальнее и прискорбнее, как не дни настоящего их плача и воздыхания? Там повторяются всевозможные лишения и истязания со всею адскою злобою к христианству. Среди этих истязаний, единоплеменные нам славяне нуждаются во многом, нуждаются в жилищах, в пище и питии, в одежде и врачевании. Нашими посильными благотворениями мы будем исполнять долг любви христианской к страждущим братиям. Нашею милостынею мы отрем слезы плачущим и утешим страждущих. А за таковые милости и сами милосердые будут помилованы на суде праведном. Пусть судят многие о восточном вопросе по своему, по своим личным видам и предположениям. Но правда славянская пред нами налицо. Делу этой правды помогаем не мы одни, но помогает и сильный в бранех Господь. Он внял молениям страдальцев и услышал вопль сердца их. Плодом этого услышания служат победы их над врагами и благотворения им от нашей сердобольной России. Среди продолжающейся борьбы кровопролитной испытано и наше Русское сердце. Оно сочувственно отозвалось на вопли и воздыхания славян своими пожертвованиями. Великое благодарение Господу Богу, тако о нас возблаговолившему! Слава и честь русскому сердобольному сердцу! Слава и честь славянам, защищающим свою веру и отечество до последней капли крови!
      Во имя празднуемаго ныне Спасителя, искупившаго нас и избавившим от работы вражия, продолжим начатое нами посильное благотворение страждущим братиям нашим и помолимся о спасении их от руки злобных и кровожадных врагов. Ты же, Господи Спасителю наш, услыши молитву нашу о даровании победы и свободы борющимся славянам, чтобы все языки, восстающие ныне на верных чад Твоих, познали Тебя Бога истиннаго и прославили святое имя Твой во веки веков. Аминь.
      Орловские епархиальные ведомости, № 17, 1876 год.

***

      Слово Преосвященнейшего Макария, Епископа Орловского Севского, в Крестовой Предтеченской церкви о поминовении православных воинов, на брани убиенных, 29 Августа 1876 года.
      В настоящий день Усекновения главы Иоанна Предтечи, обыкновенно совершается церковью поминовение православных воинов, за веру и отечество на брани убиенных. Какое же отношение между усекновением Предтечевой главы и убиением православных воинов? Почему эти события воспоминаются в один настоящий день? Причина заключается в сходстве событий сих между собою. Предтеча и Креститель Господень пал жертвою не за вину какую-нибудь, а за правду, высказанную им пред царем Иродом (Антипою). Будучи всегдашним ревнителем истины, он не мог равнодушно смотреть на явное нарушение закона у царского престола. Как ныне, так и во времена Иоанна Предтечи запрещалось законом кровосмешение. И вот Предтеча с властью пророка начал обличать царя Ирода за то, что он вступить в незаконный союз с женою умершего брата своего Филиппа. Знали об этой незаконной связи и другие; но они молчали то из страха и боязни, то из раболепства пред Иродом. Но Предтеча Христов далек был от всякого человекоугодья. Он безбоязненно восстал своим словом на Ирода и начал обличать его в кровосмешении. Больно было Ироду слышать обличения от пустынножителя, скитавшегося в верблюжей власянице. Он тотчас принял бы решительные меры против обличителя и заставил бы его силою власти умолкнуть; но боялся ропота и даже возмущения от народа, благоговевшего пред Иоанном. Только тогда, как стала настаивать на погублении Предтечи бесстыдная Иродиада, царь Ирод в угождение ей и плясавшей ее дщери решился на умерщвление праведника. И вот спекулатор отсекает истребованную главу Иоанна. С этой минусы глас вопиющего в пустыни умолкает, денница Солнца угасает под секирою палача. Восьмнадцать с половиною веков воспоминает православная церковь плачевное событие сие и всегда со скорбию о страдальческой кончине Иоанна Предтечи.
      С этою страдальческою кончиною имеет сходство и кончина всех православных воинов на брани убиенных. Что побуждает воинов сих идти на брань с врагами? Самым сильным побуждением бывает исповедуемая нами вера. Когда видим, что враги оскорбляют нашу веру и притесняют ее исповедников; то мы становимся вынужденными защищать их оружием. И чем ближе касается враждебное дело нашей веры, тем ожесточеннее бывает война. Вера составляет главное основание народного благосостояния, так что без веры не может быть ни семейного счастья, ни общественного спокойствия. Эту истину, освященную веками, чувствуют все народы, особенно исповедующие веру христианскую. Вот причина, почему так дорого и высоко чтится вера сия в глазах ее исповедников. За веру готовы отдать все свое имущество. За веру готовы терпеть все пытки и истязания. За веру и соединенную с нею правду христиане решаются на пролитие крови и лишение самой жизни. Вся эта готовность и самоотвержение оправдываются над воинами православными, на брани убиенными. Итак блаженны те, кои ж веру полагают живот свой: «яко мзда их многи будет на небесех (Матф. 5, 12). Но не менее блаженны и те, кои страдают за царя и отечество. Повиновение продержанной власти и любовь к отечеству так тесно соединены с верою, что без ней не могло бы продолжаться ни того, ни другого. Кто заставил бы нас трудиться для царя и отечества и жертвовать за них собою, если бы все бытие наше ограничивалось одною земною жизнью, если бы не было в нас веры в Бога Промыслителя и в жизнь загробную? Мы повинуемся властям и исполняем волю их потому, что эту заповедь предписал нам Господь и обещал за сие "тихое и безмолвное житие во всяком благочестии и чистоте" (1 Тим. 2, 2). Мы любим отечество и трудимся для блага его потому, что с благоденствием его соединено наше собственное благоденствие, а еще более потому, что нам заповедано свыше любить особенно пред другими наших "присных в вере" (Гал. П, 10). Нам жалко бывает, когда слышим о несчастии даже иноверных людей. Но несравненно прискорбнее бывает, когда слышим о страданиях единоверных и единоплеменных с нами лиц и народов. Сердце обливается кровью, когда читаем о пролитии крови христианской руками врагов Христова имени. А такие скорбные известия приходится ныне читать каждодневно. И потому вместе с другими православными воинами мы нынешний день возсылали молитву о упокоении наших братий славян, безщадно убиваемых в борьбе с агарянами.
      Но вместе с воспоминанием о настоящей прискорбной борьбе мы воспоминаем ныне и о самом учреждении поминовения усопших православных воинов. Поминовение сие установлено совершать в настоящий день за 107 лет тому назад (1769 год), когда была у нас война с теми же турками (1768-1774 годы), с которыми продолжается она теперь у славян. Как ныне, так и тогда турки обладали многочисленностью войска. Но Господь силою Своею и крепостью преодолеть тогда врагов нашего отечества на суше и на морях. Битва Кагульская и бой Чесменский записаны в истории наших трофеев, над всегдашними нашими врагами. О, если бы дух тогдашних героев (Румянцева и Орлова) перешел в нынешних вождей против тех же агарян, ищущих погибели нам и братиям нашим! Во всяком случае мы должны исполнять долг наш касательно поминовения усопших, на брани Балканской убиенных. Вместе с убиенными славянами мы лишились многих русских воинов, обещавших большую пользу для отечества. Мы не можем вспомнить без слез о потере двух молодых героев (Киреева и Раевского), которые не именем только (Николай), но и самым делом могли быть победителями народов. Вечная память вам, падшие со славою герои! Мы не забудем вас и всех убиенных вместе с вами за веру Христову и за независимость славянского племени. За веру Христову многие претерпели уже там бесчестие, поругание и истязание. За веру Христову целые десятки тысяч там истреблены огнем и мечем. Не говоря уже о убиенных воинах, сколько мирных славянских городов и селений со всеми их жителями в краткое время исчезло там с лица земли! Сколько рассечено и сожжено отцов, матерей, мужей, жен и детей! Там не одна христианская глава усечена секирою агарян, а бесчисленное множество страдальцев пало жертвою ненасытимой злобы. Там не одна Рахиль оплакивает теперь истерзанных чад своих и не может найти утешения в скорби своей. Там не один Ирод усвояет себе право снимать главу с невинных христиан всякого пола и возраста. Там не один спекулатор совершает убийства, а все враги делаются неумолимыми спекулаторами. Там не одна Иродиада беснуется и находит удовольствие в пролитии неповинной крови христианской. Там целые отряды боззаконных убийц, подобно хищным зверям, ищут христиан, чтобы излить над ними весь яд адской злобы своей. И все это совершается не по частной какой-нибудь злобе и ненависти, как совершено усекновение главы Иоанна Предтечи, а совершается по учению Корана, по воле всех властей и в угождение своему лжепророку, заповедавшему убивать христиан. Этого мало. Все это совершается не пред одним градом Севастом (в городе Севасте, находящемся на один день от Иерусалима, усекнута глава Иоанна Предтечи) и не пред окружащими только или возлежащими лицами, а совершается воочию всей современной Европы с ее образованными государствами и народами Господи, Спасителю и Судие наш! Доколе терпишь Ты гонителей и мучителей рода христианского? Доколе мощная рука Твоя не сокрушает безумную и ожесточенную гордыню их? Но мы веруем, что есть предел Твоему снисхождению, есть мера Твоему долготерпению. Веруем, что Ты, правосудный, как наказал в свое время Ирода, Иродиаду и дщерь ее подобающею им казнью, так не оставишь без наказания и современных нам Иродов за их злодеяния. Веруем, что Ты, премудрый, не для того создал и искупил нас, чтобы люди, потомки одного Адама, избивали друг друга за Твою святую и спасительную веру. Мы уповаем и не перестанем уповать, что после мрачной тучи над славянским племенем должно воссиять ясное солнце для его оживотворения, что после великих испытаний и наказаний должна последовать от тебя, Бога истинного, великая милость над страждущими христианами.
      Для ускорения этой богатой милости мы обращаемся к тебе, великий Пророче и Крестителю Христов Иоанне, - обращаемся с молитвою о даровании помощи небесной единоверным и единоплеменным нашим братьям. Ты был грозным обличителем и карателем нераскаянных преступников. Обличи и укроти силою живущего в тебе Святаго Духа поклонников ислама в их неистовых злоумышлениях. Ты своею ревностью обратил многих сынов Израиля и приготовлял всех к грядущему Искупителю. Воздвигни убо и ныне молитвенную ревность твою о страждущих славянах, да избавит их Господь Своею всемощною силою от ига иноплеменников и от их убийственного терзания. Аминь.
      Орловские епархиальные ведомости, № 18, 1876 год.

***

      Речь Првосвященнейшего Макария, Епископа Орловского, пред совершением напутственного молебствия Господу Богу для Орловского Санитарного Отряда в Черногорию, 11 Сентября 1876 года.
      Возлюбленные о Христе братия и сестры! Господь внушил вам благую мысль идти на помощь от лица всей нашей области к нашим единоверным и единокровным братиям. Господь и да буде вашим Руководителем и Защитником на избранном вами пути. Подвиг, принятый вами на себя, не легкий и не маловажный; это подвиг креста и самоотвержения. Подобных подвигов не было и не могло быть в мире языческом: они одолжены христианству. Теперь все подвиги, частные и общественные, обыкновенно, ценятся и измеряются у нас по цели и по трудностям, с которыми они бывают соединены. Какая же цель избранного вами подвига? Очевидно, не честь или слава влекут вас в страну, далекую и неизвестную вам, - в страну, разоренную врагами, где можете встретиться с нуждою, с людьми, вас непонимающими, и подавать помощь не только друзьям нашим, но и тем, которые враждуют против нас. Но в утешение ваше скажем, что страна та давно уже нам родная и кровная. Мы знакомы с нею весьма рано, с самого восхождения христианского солнца над нашею отчизною. Поэтому внутреннему родству с оною страною, вами руководит теперь одно христианское чувство любви к страждущим славянам, павшим братьям по вере и языку. А где открывается подобная любовь, там нет своекорыстия, нет земных расчетов!.. Думал ли Евангельский Самарянин о возмездии или награде, когда помогал впадшему в разбойники, когда перевязывал ему раны и возливал на них масло и вино, когда перевозил его в гостиницу и имел о нем попечение до самого его выздоровления? Будете ли и вы думать о чем-нибудь земном, о ваших заслугах и наградах, когда придется вам быть приставленными к больным и раненым воинам, смотреть за ними и помогать им, или перевозить увечных с поля битвы для их излечения? Нет. Вся ваша награда, все ваше утешение в едином Боге, благословляющем каждого из нас свыше на благое дело. Он создал нас для любви. И эта любовь будет всегда с вами, как Ангел хранитель, при всех ваших лишениях и трудах. С этою самою любовью, готовою положить душу за друге своя, вы идете теперь к самому Христу, чтобы помочь Ему в лице страждущих меньших Его братий; и Он, милосердый, за вашу любовь и попечение не оставит вас без помощи и без награды в царствии небесном.
      Кроме этой небесной награды, вы можете обрести, без вашего ожидания, награду в вашем сердце и в сердцах у других людей. Им приятно будет помочь страждущему на войне; и воздвигнуть его от одра болезни навсегда или по крайней мере на время. Не забудут вас и те, кои получать от вас целебную помощь. Не забудут вашего самоотвержения все другие, знающие вас и ваше попечение о ближних. Да и можно ли нам забыть о предпринимаемых вами трудах и подвигах? Вы будете находиться не только пред больными и ранеными воинами, но вместе и в опасности от врагов издевающихся над всем и над всеми. Вам придется стоять пред лицом всепожирающей смерти. С одной стороны вы будете слышать стоны смертельно раненых воинов, а с другой слышать неумолкаемый гром смертоносных орудий. Вы будете окружены жертвами причиняемых ран и постигающей от них смерти. На каждом шагу вас самих может постигнуть заразительная болезнь и даже смерть. И потому не только сами будете идти путем креста, но можете пособлять и другим нести подобный крест. Правда, что вы разлучаетесь теперь с нами только на время войны у славян с турками. Но кто знает, увидите ли вы еще град сей, вами оставляемый, или на крыльях внезапной смерти перенесетесь в другой град небесный к Богу вечно – живому, обладающему живыми и мертвыми? Известно также одному Богу и то, увидим ли мы вас на возвратном пути, или услышим только о вашей неностыдной кончине за страждущих братий. Во всяком случае, скажите от нас братьям славянам, как передовые вестники, что мы всегда готовы к ним на помощь и желаем всем им мира, но мира непостыдного для их веры и отечества. Пролитая ими кровь стоит не возврата бывшего ига турецкого, а всегдашней свободы их и независимости от ислама с его необузданными страстями. Такого благоприятного мира мы ожидали и будем ожидать, как небесного дара, вместе с вашим возвратом. А до заключения вожделенного мира врачуйте сами там земными средствами и просите об исцелении небесного целителя Пантелеймона. Он сам испытал некогда на себе множество страданий и принял венец мученический от Господа, пострадавшего за нас. Да будет он, целитель и великомученик, вашим молитвенником во всех нуждах и да приведет всех вас в отечество земное или же в отечество небесное ко Христу Богу нашему, Ему же слава во веки веков!
      По окончании напутственного молебствия, Санитарный отряд от Преосвященного благословлен кипарисною иконою святого великомученика и целителя Пантелеймона, присланною Преосвященному из Афона в 1872 году.
      Орловские епархиальные ведомости, № 20, 1877 год.

***

      Речь Преосвященнейшего Макария, Епископа Орловского и Севского, в зале Орловской Городской Думы, пред совещаниями касательно мобилизации армии войск, 3-го ноября 1876 года.
      Милостивые Государи! В настоящую минуту выпал мне удобный случай благодарить вас, а в лице вашем все общества не только города Орла, но и всей Орловской губернии за то сочувствие, с которым явилась наша губерния на помощь братиям нашим славянам в борьбе их с турками. В четыре прошлых месяца чрез мои руки, чрез господина губернатора и других помогателей в сборах перешли к славянам целые десятки тысяч рублей, целые сотни пудов санитарных и других вещей в пользу православных славян, пострадавших в Сербии, Болгарии и Черногории. Но этим добровольным жертвам и приношениям, наша губерния должна считаться едва-ли не первою из числа провинций нашего обширного отечества.
      Но вот не окончился еще начатый с таким успехом период благотворений братиям по вере славянам; а ужо предстоит новый период благотворений нашим единокровным русским воинам. Вы, без сомнения, читали глубокознаменательную речь ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА к представителям Московского городского общества. По Своей удивительной кротости и миролюбию. Он с сердечною болезнью удерживал Себя и всю Россию от вмешательства в борьбу славян с турками. Больно было каждому из нас, верноподданных, слышат о жестоких бесчинствах турок над христианами; но несравненно болезненнее было слышать сердобольному Царю нашему о подобных жестокостях и кровопролитиях на Балканском полуострове. Много было у Него поводов к объявлению войны с турками, проливавшими беспощадно невинную кровь христианскую. Но великодушный Монарх наш, из любви и сожаления к сынам Своей верной России, употребил все меры к тому, чтобы окончить бесполезную резню примирением с Портою и другими державами. Со временем история с похвалою отнесется о долготерпении нашего Монарха, спасшего чрез сие Русскую землю многих врагов и потерь. А мы и теперь, сознавая сие, должны благословлять во храмах и вне храмов священное имя Его, как Отца, Освободителя и Умиротворителя. Он доселе старается о том, чтобы бывшая война между турками и славянами и начавшиеся совещания во время продолжающагося перемирия окончились полным, вожделенным миром и спокойствием. Но всем и каждому должно быть известно, что для этого самого мира нужно готовиться к войне. И вот, по берегам Черного моря и на окраинах Кавказа, устрояются теперь укрепления; а к пограничным местам должны двигаться войска, чтобы быть готовыми против нападений врагов. Эта мобилизация войск вскоре должна начаться и у нас. Благодаря попечительному нашему Монарху, устроившему столько новых и скорых сообщений, ныне быстро может совершиться передвижение сие, особенно в сравнении с прежними долгими и неудобными переходами. Но и для скорого передвижения требуется время и требуются особенные расходы на продовольствие войска. Вот первая и благовременная помощь, ожидаемая от нас для нашего русского воинства! Если отзывались мы с любовью к единоплеменным нам славянам; то тем с большею любовью и усердием должны отозваться мы на вспомоществование своим единокровным воинам, готовящимся пролить кровь свою за веру, Царя и отечество. Да поможет Господь Бог в сем благом деле!
      Орловские епархиальные ведомости, № 23, 1877 год.

***

      Речь Преосвященнейшего Макария, Епископа Орловского и Севского, на площади, близ Орловской Городской Думы, по совершении напутственного молебствия Господу Богу для Каширского пехотного полка, 25 Ноября 1876 года.
      Любовь к Царю и Отечеству собрала нас на место сие испросить благословение Божие на указанный путь воинам, прожившим несколько лет в нашем Богоспасаемом граде и привыкшим к нашей области. Чего же пожелать отходящим от нас воинам? Если бы они шли ради своих нужд и выгод, то мы пожелали бы им успеха в их частных приобретениях. Но они идут не ради своей чести и выгоды, а ради чести и славы всего нашего Отечества, ради защиты и освобождения единоверных нам Славян, гибнущих под игом и мечем безбожного Ислама. По любви к Царю и Отечеству, воины сии готовятся положить душу свою за други своя (Иоан. 15, 13) для одоления непримиримых врагов. Кто же эти враги, против которых идут на брань предстоящие воины? Враги сии не новые для нас. Они давно известны нам. Отечеству нашему не раз приходилось невольно обнажать меч свой против их изуверства и насилия. Много было, пролито ими крови христианской не потому, чтобы теснили их христиане и враждовали против них, а потому, что пролитие сей крови, освященное Кораном, служит как бы утешением и залогом награды для их кровожадных сердец. Настоящий год указал нам, что и теперь грубые сердца их нисколько не смягчились и не изменились пред временами Аттилы и Чингис-Хана. Только благостным словом нашего миролюбивого Монарха остановился на два месяца лившийся поток кропи христианской в единоверных нам Славянах и в помогавших им наших добровольцах.
      Но вот срочное время перемирия уже преполовилось. А между тем искра тлеющей в Турецких сердцах войны не погасает, но раздувается с разных сторон немирными вождями Альбиона. Эта раздуваемая брань собирает верных сынов нашего Отечества на защиту от ожидающих нас врагов. Там, на облитых кровью берегах Дрины и Моравы, положено только начало решению векового восточного вопроса. Он должен решиться борьбою православия с мусульманством на берегах Дуная и Черного моря. Туда зовут вас, Христолюбивые воины, наш благосердый Монарх и поставленный во главе Русских вождей возлюбленный Брат Его. Повинуясь Державному Их гласу, вы должны идти против врагов с верою в Бога и с надеждою на Его всесильную помощь. Страшны и неумолимы враги наши: но несравненно сильнее и могущественнее Господь Бог наш, поборающий всем в правде. Его одно слово может поколебать всю землю и рассыпать всех врагов. Он милосерд только к милостивым и боящимся Его; но страшен зело для злых и непокорных людей. Он не пощадил потопить полчища Фараонов в волнах морских и рукою Ангела избил в одну ночь 185 тысяч Ассирийского войска (4 Цар. 19, 35). Он не пощадит погубить и ныне тех, кои враждуют против Его святого имени и издеваются над православными Его исповедниками. С верою в Его крепкую помощь и неодолимую защиту идите, православные воины, безбоязненно за своим высоким Вождем, готовящим нам боевое место на местах, изведанных уже нашими предками. Если нужно будет, покажите самим делом, что вы Русские воины, потомки Чесменских и Задунайских, что вы всегда готовы пролить кровь стою за Веру, Царя и Отечество. С молитвою к Богу, нашему Помощнику и Покровителю, мы сопровождаем вас в предстоящий вам путь к южной армии. С молитвою будем встречать ваши боевые начинания и победы над врагами. В знамение нашего благожелания вам примите от здешнего городского общества икону Архистратига небесных воинств и от меня на благословение икону дивного победоносца Георгия. Да явят небесные вожди сии над вами благопотребную помощь в трудах ваших во славу Божию и во спасение нашего Отечества!
      Орловские епархиальные ведомости, № 24, 1877 год.

***

      Определения Святейшего Синода от 24 Ноября 1870 года, № 2065, об изготовлении отрядов сердобольных сестер для отправления в лазареты, имеющие устроиться внутри Империи.
      По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: предложение Господина Синодального Обер-Прокурора, от 22 Ноября 1870 года, за № 4760, следующего содержания: В виду мобилизации войск действующей армии, Ее Величество Государыня Императрица Августейшая Покровительница Общества Красного Креста, озабочиваясь подготовлением наибольшего запаса сердобольной и другой помощи для больных и раненых.
      Орловские епархиальные ведомости, № 2, 1877 год.

***

      Орловская Духовная Консистория сим объявляет, что с 1 Декабря 1875 года по 1 Января 1877 года в оной Консистории получены были деньги, собранные по подписным листам, в пользу страждущих семейств славян Боснии, Герцеговины и Болгарии, от следующих лиц: Настоятеля Брянскаго Свенскаго Успенскаго монастыря архимандрита Иерофея 22 рубля; благочиннаго Елецкаго уезда, 2 участка, священника Иоанна Преображенскаго 263 рубля 14 копеек; от него же Преображенскаго 140 рублей 80 копеек, от него же Преображенскаго 44 рубля; настоятеля Трубчевскаго Спасо-Чолнскаго монастыря архимандрита Ксенофонта 28 рублей 60 копеек; старосты Трубчевской Сретенской кладбищенской церкви купца Николая Гамова 15 рублей; настоятеля Севской Богородицкой Площанской пустыни архимандрита Дометия 25 рублей; старосты Трубчевской градской Преображенской церкви купца Семена Курындина 28 рублей; старосты села Знаменского, Ливенскаго уезда, Владимира Холодович 32 рубля; старосты села Слободы, Кромскаго уезда, Павла Мясоедова 16 рублей и старосты села Морева, Дмитровского уезда, крестьянина Василия Дьячкова 9 рублей; а всего: 623 рубля 60 копеек; каковыя деньги и отосланы, в свое время, в Санкт-Петербургский Отдел Славянскаго Благотворительнаго Комитета.
      Орловские епархиальные ведомости, № 2, 1877 год.
      (Сейчас и далее мы приводим один из многих документов. Надо отметить, что "жертвование" было не чем то, из ряда вон выходящим, а, скорее, обыденным явлением в жизни людей того времени)

***

      Список, перепечатанный из № 65 Орловских Губернских Ведомостей, за 1877 год, нижним чинам, убитым при занятии систовских высот 15 июля 1877 года урожденцам Орловской губернии.
      Унтер-офицер 53-го пехотного волынского Его Императорского Высочества Великого Князя Николая Николаевича Старшего полка, Матвей Сидоров Павлюков из крестьян собственников севского уезда, орлинской волости, слободы Орлы, женат на Прасковье Михайловой и рядовой 55-го пехотного подольского полка Тарас Артемов Косуркин, урожденец Малоархангельского уезда деревни Унашевки.
      Орловские епархиальные ведомости, № 18, 1877 год.

***

      Список перепечатанный из № 68 Орловских Губернских Ведомостей, за 1877 год, нижним чинам, убитым в сражении против турок и без вести пропавшими в июне месяце 1877 года, уроженцам Орловской губернии.
      Убитые: Рядовой 10-го гренадерского мингрельского Его Императорского Высочества Великого Князя Димитрия Константиновича полка Василий Филипов Новиков города Севска и рядовой 14-го гренадерского грузинского Его Императорского Высочества Великого Князя Константина Николаевича полка Егор Иванов Тарутин города Карачева; без вести пропавший рядовой 15 гренадерского Тифлиского Его Высочества полка Савелий Александров Кузнецов Орловского уезда деревни Рождественной; из них Новиков убит в сражении при замке Зивин, а Тарутин при штурме укрепленного турецкого лагеря у селения Зивин 13-го июня.
      Орловские епархиальные ведомости, № 18, 1877 год.

***

      Список перепечатанный из № 80 Орловских Губернских Ведомостей, за 1877 год, нижним чинам, убитым в сражении против турок и без вести пропавшими в июне и июле месяцах 1877 года, уроженцам Орловской губернии.
      Убиты: младший фейверкер осадной артиллерии действующей армии Василий Андреев Плохин Елецкого уезда Гудаловской волости деревни Дерновки; рядовые: 44-го пехотного ставропольского полка: Константин Иванов Козьев болховского уезда Мымринской волости деревни Кобыльевской, Петр Павлов Козлов Карачевского уезда Алисовской волости деревни Кузьменской, Косьма Иванов Щелоков Трубчевского уезда Красносельской волости деревни Ксуловки и Григорий Иванов Лещин Болховского уезда Однолуцкой волости деревни Покровской; рядовой кавказского военно-временного № 11-й госпиталя Александр Павлов Минаев из елецких мещан; канонир 9-й артиллерийской бригады, 4-й батареи, Филипп Никоноров Епифанов Елецкого уезда деревни Михайловой.
      Умершие от ран в июле месяце в дивизионном подвижном лазарете 31-й пехотной дивизии рядовые: 141-го пехотного пензенского полка Филипп Андреев Ливенского уезда села Тросного- Меренка; 122-го пехотного тамбовского полка: Федосий Чернышев Елецкого уезда села Тросного, Григорий Павлов Семенихин Елецкого уезда деревни Казинки, Федор Григорьев Гайтров Елецкого уезда села Долгого, Никита Иванов Орехов Елецкого уезда деревни Пухтинчи, Федор Александров Махов Елецкого уезда села Колодезя, фельдфебель Алексей Иванов Нечушкин города Болхова.
      Без вести пропавший рядовой 74-го пехотного Ставропольского полка Федор Акимов Кочепихин Болховского уезда Михайловской волости.
      Орловские епархиальные ведомости, № 21, 1877 год.

***

      В Орловскую Духовную Консисторию в течении сентября месяца 1877 года поступило пожертвований на санитарные нужды больных и раненных воинов, во время настоящей войны России с Турциею от следующих благочинных: … Брянского уезда - Протоиерея Иоанна Никольского 364 рубля, Протоиерея Стефана Красовского 22 рубля 55 копеек, Трубчевского уезда Протоиерея Иоанна Случевского 112 рублей, от Настоятеля Брянской Белобережской пустыни Иоасафа 35 рублей 94 копейки и от Настоятельницы Севского Троицкого девичьяго монастыря Игумении Парфении 30 рублей... Итого получено в сентябре месяце 1160 рублей 3 копейки, каковые деньги и отосланы 30 сентября в Орловское местное Управление Общества попечения о больных и раненых воинах. А всего поступило на означенный предмет с отосланными в июле и августе месяцах 5601 рубль 14 копеек.
      Орловские епархиальные ведомости, № 21, 1877 год.

***

      Список перепечатанный из № 85 Орловских Губернских Ведомостей, за 1877 год, нижним чинам, убитым в сражении против турок в 1877 году, уроженцам Орловской губернии.
      10-го Мая, на посту Адлер 2-го кавказского линейного батальона рядовые Егор Семенов Сивцов Мценского уезда Михайловской волости и села, Петр Денисов Трепаев Елецкого уезда Верхнедрезгаловской волости села Покровского. В июле месяце 17-го пехотного архангело-городского Его Императорского Высочества Великого Князя Владимира Александровича полка фельдфебель Дмитрий Савельев Лунин Орловского уезда деревни Ястребинки, унтер-офицеры: Митрофан Давидов Федоров Болховского уезда села Рыдани, Михаил Иванов Шелимов Елецкого уезда села Аргамачей, рядовые: Ермолай Губов Благов Малоархангельского уезда села Ракзина, Василий Иванов Положенцов Малоархангельского уезда села Спасского, Семен Васильев Козлов Болховского уезда деревни Дерновой, Афиноген Семенов Филин Болховского уезда села Милушки, Петр Зиновьев Михалев Брянского уезда деревни Дятькова 7-го и 11-го августа, в селах Гаграх и Губаутах. 2-го Кавказского линейного батальона унтер-офицер Климентий Артемов Малоархангельского уезда Успенской волости деревни Журовца.
      Орловские епархиальные ведомости, № 22, 1877 год.

***

      Список перепечатанный из № 91 Орловских Губернских Ведомостей, за 1877 год, нижним чинам, убитым в сражении против турок в 1877 году, уроженцам Орловской губернии.
      10 мая на посту Адлер … Петр Зиновьев Михалев брянского уезда деревни Дятькова.
      7 и 11 августа в селах Гаграх и Губаутах … рядовой Савва Харитонов Афонин Брянского уезда Салынской волости села Стенька.
       В июне 18 пехотного вологодского Его Королевского Высочества Принца Оранского полка унтер-офицер Степан Семенов Костреков Карачевского уезда села Мощенного.
      В июле 121-го пехотного пензенского генерал-адъютанта Милютина полка рядовой … Иван Борисов Дорошенков Севского уезда Евдокимовской волости села Лукинки.
      Орловские епархиальные ведомости, № 1, 1878 год.

***

      От 23 ноябри 1877 года, за № 1791, о разрешении обнашивать в церквах при каждом богослужении кружки для сбора пожертвований в пользу больных и раненых воинов.
      По Указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложение господина Синодального Обер-Прокурора, от 18 ноября 1877 года № 3259, по ходатайству главного управления Общества попечения о раненых и больных воинах о разрешении, на время продолжения войны, производить при каждом богослужении в церквах сбор для нужд раненых и больных воином. В означенном предложении изъяснено:
      В видах увеличения средств состоящего под Высочайшим покровительством Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Общества попечения о раненых и больных воинах, определением Святейшего Синода 4-го – 23-го марта 1876 года постановлено: учрежденные при церквах кружки для сбора приношений в пользу означенного Общества, обносить в церквах по очереди с имеющимися кружками на сбор для других богоугодных целей. Принимая по внимание, что при значительном числе кружек, носимых в церквах, очередь накружки для сбора в пользу Общества приходится чрез значительный промежуток времени, что сбор в пользу Общества должен быть обращен на нужды больных и раненых воинов, нетерпящих отлагательства, и что при таком порядке ношения в церквах кружек, для сбора на этот предмет, у желающих делать приношения на раненых и больных отнимается возможность исполнить это богоугодное дело, главное управление Общества попечения о раненых и больных воинах ходатайствует ныне о разрешении, на время продолжения войны, сбор в церквах на нужды Общества попечения о раненых и больных воинах проводить без очереди при каждом богослужении. И в справке приказали: Согласно изъясненному ходатайству главного управления Общества попечения о раненых и больных воинах, разрешая, на все время войны России с Турциею, обносить в церквах установленных для сбора пожертвований в пользу раненых и больных воинов кружки не по очереди, а при каждом богослужении.
      Орловские епархиальные ведомости, № 2, 1878 год.

***

      От 26-го октября - 26-го ноября 1817 года, № 1615, о приглашены церковно-приходских попечительств к оказанию пособия нуждающимся семействам воинов.
      По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложение исправляющего должность Синодального Обер-Прокурора, от 15-го октября 1877 года за № 3671, с приложением полученного от главного попечительства для пособия нуждающимся семействам воинов от ношения о привлечении приходских попечительств при церквах к делу оказания помощи нуждающимся семействам воинов. В означенном отношении изъяснено: Высочайше утвержденными 9-го июля сего года временными правилами разрешено учреждение особых попечительств для пособия нуждающимся семействам воинов. На основании примечания к § 8 означенных правил существующим, уже в некоторых местностях приходским попечительствам о неимущих предоставлено право, в порядке указанном временными правилами, обращать свою деятельность и на пред мет пособия нуждающимся семействам воинов. Главное попечительство в заседании 19 сентября обратило внимание на учрежденные при православных церквах приходские попечительства, действующие на основании Высочайше утвержденного 2-го Августа 1864 года положения и имеющие предметом своей деятельности, между прочим, попечение о приходских больных и сиротах. Из отчета господина Обер-Прокурора Святейшего Синода за 1814 год видно, что таких попечительств существует в губерниях более 10000, а денежные средства их в этом году превышали 1300000 рублей. В виду этих данных главное попечительство пришло к убеждению, что при существовании такого значительного числа организованных учреждений для помощи бедных, как приходские попечительства при церквах, участие их в деле помощи нуждающемся семействам воинов могло бы принести несомненную пользу. Такое участие, с одной стороны, было бы согласно с положением 2 августа 1864 года, возложившим на церковные попечительства заботу вообще о приходских бедных, а с другой стороны оно соответствовало бы и Высочайше утвержденным временным правилам о попечительствах, предоставившим существующим приходским попечительствам обращать свою деятельность и на предметы пособия нуждающимся семействам воинов. На этом основании главное попечительство положило снестись с православным духовным ведомством возможном привлечении приходских попечительств при церквах к делу помощи нуждающимся семействам воинов. Такое предположение главного попечительства удостоилось Высочайшего одобрения Ее Императорского Величества Августейшей Покровительницы попечительств сообщая о вышеизложенном, главное попечительство просить о последующем его уведомить. Приказали: Об изъясненном предположении главного попечительства для пособия нуждающимся семействам воинов удостоенном Высочайшего одобрения Ее Императорского Величества Августейшей Покровительницы попечительств, дать знать всем Епархиальным Преосвященным для объявления, чрез приходских священников, приходским попечительствам при православных церквах, с приглашением их, согласно пункта 5 § 5 положения о сих попечительствах, к участию в деле помощи нуждающимся семействам воинов. Для чего и напечатать настоящее определение в журнале "Церковный Вестник".
      Орловские епархиальные ведомости, № 2, 1878 год.

***

      Список перепечатанный из № 99 Орловских Губернских Ведомостей, за 1877 год, нижним чинам, убитым в сражении против турок и без вести пропавшими в июне месяце 1877 года, уроженцам Орловской губернии.
      Без вести пропал рядовой Филипп Михайлов Гайдинов карачевского уезда г. Околенки. Убиты в июле месяце: 15 стрелкового батальона унтер-офицер Михаил Яковлев Родин из мещан города Болхова; на Шипке с 9-го по 15 августа, 35 пехотного брянского генерал-адъютанта князя Горчакова полка рядовой Кузьма Андреев Тюрин орловского уезда Богородицкой волости села Тагина; в августе месяце 31 Севского Его Императорского Высочества Наследного Принца Австрийского полка, рядовой Никита Иванов Меркулов елецкого уезда села Слепухи; 11, 12, 13 и 23 августа, 16 стрелкового батальона … стрелок Петр Матвеев Лабанов карачевского уезда села Мойданы; 20 пехотного галицкого полка … рядовой Карп Семенов Рубцов севского уезда села Сниткиной.
      Орловские епархиальные ведомости, № 2, 1878 год.

***

      В Орловскую Духовную Консисторию в течение Декабря месяца 1877 года поступило пожертвований на санитарные нужды больных и раненых воинов от следующих благочинных: … Брянского уезда Иоанна Синельникова 27 рублей 50 копеек, … Севского уезда священника Матвея Крылова 125 рублей, Трубчевского уезда священника Василия Преображенского 125 рублей; от настоятеля Брянской Белобережской пустыни Игумена Иоасафа 20 рублей 62 копейки и Трубчевского Чолнского монастыря Архимандрита Ксенофонта 15 рублей 75 копеек; а всего поступило в Декабре месяце 673 рубля 24 копейки.
      Орловские епархиальные ведомости, № 2, 1878 год.

***

      В Орловскую Духовную Консисторию в течение Января месяца 1878 года поступило пожертвований на санитарные нужды больных и раненых воинов, во время настоящей войны России с Турциею, от следующих лиц: благочинного Карачевского уезда протоиерея Василия Любомирского 122 рубля 10 копеек, … Настоятеля Брянской Белобережской пустыни Игумена Иоасафа 10 рублей 76 копеек. Всех пожертвований поступило в январь месяце 314 рублей 91 копейка, каковые деньги и отосланы 31 января в Орловское местное управление Общества попечения о больных и раненых воинах.
      Орловские епархиальные ведомости, № 4, 1878 год.

***

      Список перепечатанный из № 13 Орловских Губернских Ведомостей, за 1878 год, нижним чинам, умершим от ран, убитым в сражении против турок и без вести пропавшими, уроженцам Орловской губернии.
      Убиты на Шипкинском перевале в июле месяце 1878 года 121 пехотного пензенского генерал-адъютанта Милютина полка рядовые: … Иван Борисов Дорощенко Севского уезда Евдокимовской волости села Лукинки…
      Орловские епархиальные ведомости, № 6, 1878 год.

***

      Список перепечатанный из № 21 Орловских Губернских Ведомостей, за 1878 год, нижним чинам, умершим от ран, убитым в сражении против турок и без вести пропавшими, уроженцам Орловской губернии.
      Убит в сентябре, в сражениях на шипкинском перевале, 58-го пехотного волынского Его Императорского Высочества Великого Князя Николая Николаевича Старшего полка рядовой Федор Матвеев Матвеев Карачевского уезда села Речицы.
      Убит в сентябре 13-го лейб-гренадерского ериванскаго Его Величества полка унтер-офицер Василий Иванов Солдатенков Брянского уезда Елисеевской волости деревни Миркульевой; … лейб-гвардии артиллерийской бригады 1 батареи Его Императорского Высочества генерал-фельдцейхмейстера, бомбардир Феофан Иваникин из крестьян Трубчевского уезда Верченской волости; … 10 гренадерского малороссийского полка рядовой Игнатий Гаврилов Санютин Карачевского уезда села Соколова; … 34 пехотного севского Его Императорского Высочества Наследного Принца Австрийского полка рядовые … (в списке 32 фамилии уроженцев елецкого уезла и 1 фамилия уроженца ливенского уезда); … 12 гренадерского архангельского Его Императорского Высочества наследника Цесаревича полка рядовой … Василий Степанов Кудинов Трубчевского уезда Чирушинской волости деревни Павловки.
      Орловские епархиальные ведомости, № 8, 1878 год.

***

      В Орловскую Духовную Консисторию в течении марта месяца 1878 года поступило пожертвований на санитарные нужды больных и раненых воинов от следующих благочинных: … Трубчевского уезда села Лопуши священника Василия Зверева 3 рубля; от настоятеля Брянской Белобережской пустыни Игумена Иоасафа 12 рублей 34 копейки, от него же 10 рублей 61 копейка: всего в, течении марта месяца поступило на сей предмет 355 рублей 61 копейка. Каковые деньги отосланы при отношении Консистории, от 31 марта, в Орловское местное Управление Общества попечения о больных и раненых воинах.
      Орловские епархиальные ведомости, № 9, 1878 год.

***

      Список нижним чинам, умершим от ран, убитым в сражении против турок и без вести пропавшими, уроженцам Орловской губернии.
      …Умер от ран в 57-м военно-временном госпитале 34-го пехотного севского полка Егор Яшков, какого уезда и села неизвестно…
      Орловские епархиальные ведомости, № 11, 1878 год.

***

      В Орловскую Духовную консисторию в течение мая месяца 1878 года поступило пожертвований на санитарные нужды больных и раненых воинов от следующих лиц: … Настоятеля Брянской Белобережской пустыни 41 рубль 85 копеек; всего в течении мая месяца поступило на сей предмет 151 рубль 66 копеек…
      Орловские епархиальные ведомости, № 13, 1878 год.

***

      Список, перепечатанный из № 44 Орловских губернских ведомостей за 1878 год, нижним чинам, убитым в сражении против турок, уроженцам Орловской губернии.
      Убиты 12-го октября лейб-гвардии гренадерского полка … Трубчевского уезда Селецкой волости рядовой Михаил Иванов Калитин, … рядовой Трубчевского уезда Юровской волости Герасим Макаров Гладких; … лейб-гвардии московского полка рядовой Гаврила Егоров Буглаев Трубчевского уезда деревни Глинской; … лейб-гвардии финляндского полка старший унтер-офицер Давыд Веселов Карачевского уезда деревни Яхонтовой, ефрейтор Иван Башарин Севского уезда села Алешкович; 11-го стрелкового батальона стрелки: Сергей Васильев Каданов Карачевского уезда Бошинской волости деревни Непрахина, Алексей Павлов Газукин Карачевского уезда Знаменской волости Водоцкого-Городца, Игнатий Семенов Давыдкин Трубчевского уезда села Нижней Слободы.
      Орловские епархиальные ведомости, № 13, 1878 год.

***

      Список, перепечатанный из № 47 Орловских губернских ведомостей за 1878 год, нижним чинам, убитым, умершим и без вести пропавшим в сражении против турок, уроженцам Орловской губернии.
      Умерли: … в подвижном дивизионном лазарете 19-й пехотной дивизии 74-го пехотного ставропольская полка рядовой Никита Солдатенко Карачевскаго уезда Дроновской волости деревни Кондратовой; в подвижном лазарете 2-й гренадерской дивизии 6-й батареи 2-й гренадерской артиллерийской бригады бомбардир Василий Бондарев Карачевского уезда села Гавриловского…
      Без вести пропали: … санкт-петербургского гренадерского Короля Фридриха Вильгельма III полка рядовой Илья Малин Трубчевского уезда Стрелецкой волости деревни Передняго-Городца; кексгольмского гренадерского Императора Австрийского полка унтер-офицер Степан Степанов Степанов Карачевского у езда; лейб-гвардии волынского полка рядовой Михаил Григорьев Косенков Севского уезда Павловской волости деревни Устари…
      Убит … кексгольмского гренадерского Императора Австрийского полка рядовой Иван Федоров Болотин города Севска.
      Орловские епархиальные ведомости, № 14, 1878 год.

***

      В Орловскую духовную консисторию в течении июня месяца 1878 года поступило пожертвований на санитарные нужды больных и раненых воинов: … от настоятеля Брянской Белобережской пустыни Игумена Иоасафа 35 рублей 55 копеек, всего 76 рублей 70 копеек, каковые деньги и отосланы при отношении Консистории, от 30 июня, в Орловское местное Управление общества попечения о больных и раненых воинах.
      Орловские епархиальные ведомости, № 15, 1878 год.

***

      В Орловскую духовную консисторию в течении июля месяца 1878 года поступило пожертвований на санитарные нужды больных и раненых воинов: … от настоятеля Брянской Белобережской пустыни Игумена Иоасафа 36 рублей 17 копеек, всего 123 рубля 33 копейки, каковые деньги и отосланы при отношении Консистории, от 31 июля, в Орловское местное Управление общества попечения о больных и раненых воинах.
      Орловские епархиальные ведомости, № 17, 1878 год.

***

      Список, перепечатанный из № 62 Орловских губернских ведомостей за 1878 год, нижним чинам, убитым, умершим и без вести пропавшим в сражении против турок, уроженцам Орловской губернии.
      Убит … лейб-гвардии егерского полка рядовой Никита Соломников Брянского уезда деревни Хотетровой…
      Орловские епархиальные ведомости, № 18, 1878 год.

***

      В течении августа месяца 1878 года в Орловскую Духовную Консисторию поступили пожертвования на санитарные нужды больных и раненых воинов от следующих лиц: … настоятеля Брянской Белобережской пустыни Игумена Иоасафа 24 рубля 73 копейки…
      Орловские епархиальные ведомости, № 19, 1878 год.

***

      Список, перепечатанный из № 69 Орловских губернских ведомостей за 1878 год, нижним чинам, убитым, умершим и без вести пропавшим в сражении против турок, уроженцам Орловской губернии.
      Убиты лейб-гвардии 2-й артиллерийской бригады бомбардир Феофан Ивакин Трубчевского уезда Навесинской волости … лейб-гвардии гренадерского полка унтер-офицеры Лаврентий Тихонов Кусакин Трубчевского уезда Селецкой волости, рядовой Яков Михайлов Кошарин Трубчевского уезда Юровской волости, Григорий Семенов Ананьев Карачевского уезда … лейб-гвардии Московского полка рядовой Гаврила Егoров Баглаев Трубчевского уезда деревни Глинина.
      Орловские епархиальные ведомости, № 20, 1878 год.

***

      Список, перепечатанный из № 72 Орловских губернских ведомостей за 1878 год, нижним чинам, убитым, умершим и без вести пропавшим в сражении против турок, уроженцам Орловской губернии.
      Убиты лейб-гвардии Финляндского полка старший унтер-офицер Давид Веселов Карачевского уезда деревни Яхонтовой, ефрейтор Иван Башарин Севского уезда села Алешкович ...
      Орловские епархиальные ведомости, № 20, 1878 год.

***

      С октября 1878 года, по случаю прекращения военных действий, прекратились поступления в Консисторию сумм на санитарные нужды больных и раненых воинов. А потому Орловская Духовная Консистория долгом считает объявить во всеобщее сведение, что в течение 1877 и 1878 годов всего сбора на означенный предмет от церквей, монастырей и других жертвователей Орловской епархии поступило 8957 рублей 98 копеек, сверх того Членами и Секретарем Орловской Духовной Консистории пожертвовано в течении того же времени из штатного содержания 153 рубля; всего же сбора было 9110 рублей 98 копеек; каковые деньги ежемесячно, по мере их поступления, отсылались в Орловское местное Управление Общества попечения о больных и раненых воинах.
      Орловские епархиальные ведомости, № 24, 1878 год.



Оглавление




 

 

СОГЛАШЕНИЕ:


      1. Материалы сайта "Брянский край" могут использоваться и копироваться в некоммерческих познавательных, образовательных и иных личных целях.
      2. В случаях использования материалов сайта Вы обязаны разместить активную ссылку на сайт "Брянский край".
      3. Запрещается коммерческое использование материалов сайта без письменного разрешения владельца.
      4. Права на материалы, взятые с других сайтов (отмечены ссылками), принадлежат соответствующим авторам.
      5. Администрация сайта оставляет за собой право изменения информационных материалов и не несет ответственности за любой ущерб, связанный с использованием или невозможностью использования материалов сайта.

С уважением,
Администратор сайта "Брянский край"

 

 
Студия В. Бокова