Главная История Населенные пункты Святые источники Личности На страже Видео Книги Статьи
   Дополнительно
   
   
   
   
   
   
   


   Соседи

   
   
   
   

 

 

ГОРОДИЩЕ "ЧАШИН КУРГАН"     


Чашин курган      "Чашин курган" находится при впадении реки Болвы в Десну, на развилке двух древних и важных водных путей: один шел от Киева по Десне и Болве к верховьям Жиздры и Угры с выходом в Оку и Волгу; другой - мимо устья Болвы в нынешнюю Смоленщину. Возникало предположение, что при слиянии Болвы с Десной должно было сложиться какое-то древнее поселение, игравшее роль перевалочной и опорной базы.
      Для обеспечения безопасности Киевской Руси военные походы совершали князья Олег, Игорь и Святослав. Последний в 965 году нанес мощный удар по хазарам, оттеснив их к Каспийскому побережью. Но в 70-х годах те снова вернулись в Донские степи, создав угрозу Киевскому государству. Поэтому Владимир организовал военную экспедицию с намерением окончательно устранить угрозу со стороны хазар и волжских татар.
      В книге "Слово о князе Владимире", написанной В.А. Рудневым на основе летописей и трудов историков, говорится: "Великий волжский поход Владимира начался в середине апреля, как только Днепр и Десна очистились ото льда. У Вышгорода, стоявшего у слияния Десны и Днепра, собралось бесчисленное множество людей и однодревков со всех ближних и дальних рек, а по обе стороны Десны выстроились отряды конников - русских и примкнувших к ним оседлых печенегов - торков ... Предстояло проделать по этой реке путь длиной около тысячи километров". Автор далее пишет, что, достигнув Чернигова, войско сделало первую остановку. Следующий привал устроили в Новгород-Северском. Затем, поднявшись еще выше и войдя в приток Десны, называемый Болвой, проплыли по нему до тех мест, откуда начинается волок к Жиздре и Оке. В течение нескольких дней через этот волок перебросил и речной флот на окскую воду.
      Основываясь на словах летописца Нестора, который говорит, что Владимир Святой "нача ставити городы по Десне, и по Встри, и по Трубешеви, и по Суле, и по Стугне..." в 988 году с целью укрепления своей позиции в этом регионе, многие считают, что Брянск основан именно им. Отсюда, с небольшой корректировкой по времени, датой основания города определен 985 год.
      Древний археологический памятник "Чашин курган" ныне расположен в Советском районе Брянска возле улицы Городищенской, получившей свое имя от села Городище.

Чашин курган

      "Село Городище расположено в гористой местности, при реке Десне, в 130 верстах от Орла и в 4 верстах от уездного города Брянска. Почва суглинистая, в горах встречаются меловые породы. Исторических данных об образовании прихода села Городища нет никаких; известно только, что он существовал с 18-го столетия. Название свое село получило от находящегося близ него, на берегу Десны, кургана (городища), известного теперь у местных жителей под именем "Чашки"", - говорится в "Историческом описании церквей и монастырей Орловской епархии", изданном в 1905 году в Орле.
      Первое описание городища "Чашин курган" сделано В.А. Казанским в статье, опубликованной в 1894 году. В ней приведены сведения о случайных находках с городища и о раскопках, проведенных крестьянином-кладоискателем Морозовым. "Чашин курган" хорошо известен и ныне жителям Брянска как археологический памятник.

Чашин курган

      Учёный, археолог, краевед Федор Михайлович Заверняев больше всего сил и внимания уделил раскопкам т.н. "Верхнего селища" в Брянске, примыкающего к городищу "Чашин Курган". На данном комплексе он локализовал домонгольский Дебрянск, а "Верхнее селище" считал его посадом. В 1987 г. были зафиксированы остатки вала, отсекавшего "Верхнее селище" с юга, с напольной стороны. Таким образом, стало ясно, что это селище является окольным городом летописного Дебрянска. Ф.М. Заверняев посвятил исследованиям этого памятника четыре полевых сезона (1976—1979 гг.). На шести раскопах в двух частях памятника было исследовано 440 кв.м.
      Окольный город расположен в урочище "Чашин Курган" напротив устья реки Болвы, на коренной правобережной террасе реки Десны и примыкает к югу и западу ко рву детинца. С востока и запада его территория ограничена глубокими оврагами, по дну восточного оврага протекал безымянный ручей. С севера, вдоль внешней кромки рва детинца, с запада и, частично, с востока по склонам оврагов прослеживаются следы эскарпа. Южную часть памятника занимает кладбище бывшего поселка Городище. С южной стороны кладбища располагался подковообразный вал, защищавший окольный город со стороны поля и отсекавший его территорию, расположенную между оврагами. С юго-запада сохранился небольшой участок срытого, снивелированного и распаханного вала шириной в основании около 25 м и высотой 1,5 м. За валом, к югу от памятника, наблюдается довольно сильное понижение в рельефе — возможно, в домонгольский период здесь находился ров. Таким образом, укрепленная площадка окольного города имела форму неправильного прямоугольника размером 170—200x300 м и площадью свыше 5 га. В настоящее время около половины территории поселения занято кладбищем, которое, несмотря на официальную консервацию, продолжает расширяться.
      Мощность культурного слоя равняется 0,3—1 м. Верхняя часть слоя сильно распахана (на глубине 0,05—0,3 м, а иногда и немного глубже, лежит слой пожарища с остатками жилых и хозяйственных построек). В.Ф. Заверняев выделяет в культурном слое три строительных периода: самый древний, он датируется X веком, а самый поздний — серединой XII века. В культурном слое и материке зафиксированы остатки: 5 полуземляночных жилищ, углубленных в материк на 0,2—0,6 м (полностью исследовано 4), 5 наземных построек столбовой конструкции и 2 производственных сооружений — гончарного горна и домницы. Найдено около 30 хозяйственных ям. Особый интерес представляют жилища с углубленным полом. Они почти квадратные или прямоугольные в плане, ориентированы сторонами по сторонам света (размеры 5,5x5,5 м, 5,5x4,25 м, 4,7x4,25 м, 4,3x3,1 м), площадью от 13 до 30 кв.м. Печи в них размещались, как правило, "на стуле" в северной части, или в северном углу. Совершенно нетипично для древнерусских жилищ расположение печи в жилище № 2 — на полу в центре. В этом же жилище (самом большом по площади) на полу и в ямках — кладовых собрано 73 фрагмента от 3—4 стеклянных сосудов из тонкого желтоватого стекла двух форм — воронкообразных бокалов и кубков на поддоне, а также 11 фрагментов красноглиняных и 26 фрагментов сероглиняных амфор. В жилище № 1 погибшем от пожара, найдены обожженные зерна ржи, ячменя и конопли (определение Ф.М. Заверняева) и крупный фрагмент сосуда, привезенного из Волжской Булгарии. В жилище № 3 обнаружены часть горла и ручки от большой красноглиняной амфоры, медный крест-тельник, найденный у печи, два шиферных пряслица, стеклянная боченковидная бусинка с меандровым орнаментом и стеклянная вставка от перстня в форме линзы с двумя белыми глазками, в медной оправе. Инвентарь жилища № 4 состоял из фрагментов крупной красноглиняной амфоры, наконечника бронебойной стрелы, пинцета, кресала, ледоходного шипа и двух шиферных пряслиц. Жилище № 5 в своем заполнении также содержало интересные находки: 5 фрагментов темно-зеленых и темно-синих гладких стеклянных браслетов, ключ от цилиндрического замка, медный пластинчатый перстень, стеклянную бисерную бусину, фрагмент медного перстня, кусочек стеклянного сосуда и фрагменты сероглиняной амфоры.

Чашин курган

      Среди 5 наземных столбовых построек своими находками выделяются две. В постройке 2 зафиксированы следующие предметы: медная литая односторонняя крестовидная привеска, литой двухсторонний бронзовый крест-тельник и бронзовая литая нагрудная иконка с погрудным изображением Спаса Еммануила в кресчатом нимбе; калачевидное кресало, две стеклянные шаровидные бусины, железная блесна, фрагмент удила, свинцовая гирька, два грушевидных серебряных бубенчика с рубчиками у прорезей, фрагмент 3-х проволочного витого браслета, две сердоликовых бусины, ключ от нутряного замка, желтостеклянная, квадратная в сечении мозаичная бусина и шиферное пряслице. Данная постройка погибла от пожара. В южном углу постройки 3, в неглубокой чашеообразной яме находилась тазовая кость и череп лошади. Здесь же обнаружен наконечник втульчатой двушинной стрелы, амулет — резец лошади с просверленным отверстием для подвешивания — и две железные дужки от деревянных ведер. Ф.М. Заверняев связывает захоронение черепа и тазовой кости лошади с каким-то языческим обрядом, а находка амулета, по его мнению, является свидетельством того, что обитатели этого дома являлись язычниками.
      Внутри и вокруг жилищ и хозяйственных построек концентрируются находки сельскохозяйственных орудий и орудий переработки сельхозпродукции (два фрагмента серпов, 7 жерновов, фрагмент косы-горбуши), а также разнообразный бытовой инвентарь, связанный с оборудованием жилищ, 7 ключей, дверные накладки, скобы, петли, гвозди строительно-крепежные, подковные и сапожные; кресала (3), дужки и петли от ведер (17), ножи (34), точильные бруски (13), шилья и иглы (14), пружина от висячего замка. О занятии населения скотоводством свидетельствуют находки пружинных ножниц для стрижки овец (2), колокольчиков-ботал (2) и массы костей домашних животных. Обнаружены и немногочисленные приспособления для рыболовства — железная блесна, крючок, глиняное грузило, а также множество рыбьей чешуи и костей. Женское население занималось ткачеством — найдено 33 пряслица.
      На поселении имела место выплавка железа из болотной руды в домнице цилиндрической формы. Многочисленны и на ходки фрагментов шлаков. Обнаружены два тигля для плавки цветных металлов и литейная формочка. О наличии на окольном городе Дебрянска собственного керамического производства свидетельствуют остатки гончарного горна и местный характер основных керамических форм. Отметим также находки двух донец с клеймами в виде "знаков Рюриковичей".
      Среди немногочисленных украшений и деталей костюма первое место принадлежит, в основном, круглым, гладким стеклянным браслетам. На втором месте бусы из стекла (6 экз.) и камня (4 экз.). К данной категории предметов относится и находка стеклянной вставки от перстня.
      О занятиях ювелирным делом свидетельствуют находки инструментов: железной наковальни, пинцета, литейной формы, сырья — кусков медной проволоки, пластин, небольших слитков, — шлака. Имеются находки изделий из цветных металлов — витых и плетеных, дротовых и пластинчатых, медных и бронзовых браслетов (8 экз.), двух перстней (рубчатого и решетчатого), возможно, местного производства. Не исключено и местное происхождение найденных предметов христианского культа из бронзы и меди — двух двусторонних литых крестов-тельников, крестовидной привески и нагрудной иконки.
      Костяных изделий обнаружено немного; по-видимому, так же как и деревянные предметы они были уничтожены во время пожара. Среди них три гребня и проколка.
      Среди многочисленных предметов быта, найденных на окольном городе летописного Дебрянска, есть и свидетельствующие о распространении грамотности. Это бронзовое писало и фрагмент костяного гребня с буквой "фита".
      К предметам вооружения и снаряжения всадника и коня относятся 7 наконечников стрел, фрагмент лезвия боевого топора, пара удил, ледоходный шип и пряжка от конской сбруи.
      О торговых связях населения говорят находки 30 фрагментов грушевидных амфор из Северного Причерноморья, изготовленных из хорошо отмученной красной глины с крупным рифлением, узким горлом, с массивными полукруглыми в сечении ручками. Подобные амфоры характерны для средневековых городов Крыма. Имеются фрагменты и сероглиняных киевских амфор, фрагмент сосуда, изготовленного в Волжской Булгарии мы упоминали ранее. Связи с районом Овруча на Волыни подтверждают 31 найденное пряслице из розового шифера и шиферная призматическая бусина.
      Следов собственного производства стека в Дебрянске не обнаружено. Поэтому эта, упомянутая выше категория предметов — браслеты, вставка от перстня, бусы и стеклянная посуда — составляла значительную часть импорта, по-видимому, из Киева. Предметами импорта являются и две бипирамидальных сердоликовых бусины из Средней Азии, а также янтарное пряслице из Прибалтики. Возможно, что и два грушевидных серебряных бубенчика также были изготовлены не мастерами Дебрянска.

Чашин курган

      Основная масса находок, поддающихся датировке, падает на конец X — первую половину XIII вв., но, по мнению Ф.М. Заверняева, жизнь на окольном городе прекращается в середине XII столетия и причиной этого был сильный пожар. Исследователь связывал его с событиями весны 1147 г. и считал, что Дебрянск был разорен и сожжен в мае 1147 г. русско-половецким отрядом, направленным Новгород-Северским князем Святославом Ольговичем из Дедославля.
      К городищу "Чашин курган" примыкают еще пять селищ, одно из них начинается сразу же за валом и рвом городища и тянется в юго-западном направлении по той же террасе. Поверхность засажена деревьями. Другие селища расположены также неподалеку от "Чашина кургана". В селище, находящемся на останце правобережной террасы Десны, в устье оврага найдены обломки керамики начала и середины первого тысячелетия нашей эры, роменской и древнерусской. У восточного края останца видны контуры землянок, попадаются железные шлаки. Следующее селище занимает часть правобережной террасы Десны, между двумя оврагами. Поверхность занята садовыми участками.
      В разное время этот археологический памятник обследовали Ф.М. 3аверняев, А.К Амброз, А.С. Смирнов, Т.В. Равдина, Г.П. Поляков, В.Н. Гурьянов ... Все они считают, что комплекс в урочище "Чашин курган", включающий в себя городище и окружавшие его пять селищ, - это остатки детинца, окольного города, посада и пригородных слобод летописного Дебрянска (Брянска). "Есть все основания полагать, что древний Брянск был основан в 80-е годы Х века. После 1147 года центр города с поселения "Чашин курган" переместился на Покровскую гору (Советский район), где найдены культурные отложения конца XII-го века и последующих эпох" - такое заключение дал и директор Института археологии АН СССР академик Б.А. Рыбаков в справке, подписанной им 14 января 1980 года.

Чашин курган

      Городищенская улица да три переулка - Городищенский, Первый и Второй Городищенский - напоминают о названии села. А оно было когда-то большое. В октябре 1934 года это село было включено в черту Бежицы. По переписи 1926 года в нем насчитывалось пятьсот хозяйств, а проживало почти две с половиной тысячи человек. В 1949 вновь временно выделено в самостоятельный населённый пункт — посёлок городского типа. С 1956 года в черте г.Брянска.
      Рядом с кладбищем, в непосредственной близости от "Чашина кургана", находится памятник воинам, павшим в боях при освобождении Брянска и Бежицы от немецко-фашистских захватчиков 17 сентября 1943 года.
      Необходимо отметить, что также существует версия о соотнесении Чашина Кургана с летописным городом Оболовь, достоверное местонахождение которого доныне не установлено.
      Оболовь — летописный древнерусский город, упоминаемый в документах XII века.
      До наших дней дошло три основных упоминания Оболови в древнерусских летописных источниках, а именно:
      В Уставной Грамоте князя Ростислава Мстиславича Смоленской епископии, которую принято датировать серединой 1130-х гг.: "...в Оболове гостинная дань, что ся в ней снидется, из того святей Богородици и епископу десятина".
      Под 1147 годом: "Выбегоша посадничи Володимери и Изяславли из Вятич, из Брянска, и из Мьченьска, и из Блове...", или "...из Дьбряньска ... и из Облове".
      Под 1159 годом — "Изяслав поиде из Гомья к Вятичем, и взя город княгинин на щит Святославле, и оттуда иде у Вятичи... Святослав же увиде, оже Обловь взята, и Вятичи заяти...".
      Подавляющее большинство исследователей поддерживает предположение Н.С. Арцыбашева о том, что данный летописный город получил своё название по нынешней реке Болва, которая вплоть до XVIII века называлась именно Оболвь или Оболва. Следовательно, город располагался на территории современных Калужской или Брянской областей, по которым протекает Болва. При этом до настоящего времени доминирует ошибочное отождествление летописного древнерусского города с городищем у деревни Оболовка (Спас-Деменский район Калужской области), хотя подробные исследования XIX—XX веков показали, что городище у деревни Оболовка датируется ранним железным веком, но не древнерусским временем.
      Древнерусские же городища, открытые вдоль русла Болвы, находятся в нижнем течении этой реки, то есть на территории современной Брянской области, а именно: 1) в посёлке городского типа Любохна; 2) в микрорайоне Шибенец; 3) против устья Болвы, в черте г. Брянска — в бывшем селе Городище (так называемый "Чашин Курган"). При этом городище на "Чашином Кургане" является наиболее значительным из всех указанных, но его соотнесению с летописной Оболовью препятствует укоренившаяся гипотеза Ф.М. Заверняева о том, что Чашин Курган является местом первоначального возникновения города Брянска.
      В научных трудах последних лет закрепляется представление о том, что Оболовь следует искать именно на территории Брянской области: так, в работе О.Л. Прошкина "Типология древнерусских городищ Калужской области" Оболовь уже не упоминается, в то время как Г.П. Поляков аргументированно включает её в список древних городов Брянской земли.
      Как видно из процитированных летописных источников, в первом из них Оболовь показана как город Смоленского княжества (хотя и в ряду малозначимых, окраинных), в то время как второй и третий источник ставят её в число городов Чернигово-Северской земли. Данное различие стало причиной того, что Н.П. Барсов и вслед за ним некоторые иные исследователи предполагают, что речь может идти о двух различных городах: Бловь, или Обловь — чернигово-северский город в земле вятичей, и с другой стороны — Оболвь, или Оболовь, в смоленских землях.
      Однако не стоит забывать о том, что границы между древнерусскими княжествами были достаточно условны и подвижны, и в первой половине XII века — в годы максимального расцвета Смоленского княжества — его границы могли расширяться за счет завоеваний соседских владений, а Смоленское княжество всегда претендовало на владение Брянским краем. По одной из версий, смоленский князь Ростислав Мстиславич "в 1127 году, с санкции своего отца Мстислава Великого, захватил земли Черниговского княжества..., в том числе городки Прупой, ... Оболвь". Позднее, вероятно, Оболовь вернулась в состав владений Чернигова.
      Точных сведений о конце существования Оболови нет; в связи с этим, вполне правдоподобно выглядит гипотеза о гибели этого города, как и многих других древнерусских городов, от татаро-монгольского нашествия.



Чашин курган

Чашин курган

Чашин курган

Чашин курган

Чашин курган

Чашин курган

Чашин курган

Чашин курган

Чашин курган

Чашин курган

Чашин курган

Чашин курган


Оглавление



 

 

СОГЛАШЕНИЕ:


      1. Материалы сайта "Брянский край" могут использоваться и копироваться в некоммерческих познавательных, образовательных и иных личных целях.
      2. В случаях использования материалов сайта Вы обязаны разместить активную ссылку на сайт "Брянский край".
      3. Запрещается коммерческое использование материалов сайта без письменного разрешения владельца.
      4. Права на материалы, взятые с других сайтов (отмечены ссылками), принадлежат соответствующим авторам.
      5. Администрация сайта оставляет за собой право изменения информационных материалов и не несет ответственности за любой ущерб, связанный с использованием или невозможностью использования материалов сайта.

С уважением,
Администратор сайта "Брянский край"